Как правильно удерживать мяч при метании. Лёгкая атлетика:метание мяча

«Техника метания малого мяча»

Составила:

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №1

Лихачева Елена Анатольевна


Введение

  • Методика обучения технике метания малого мяча
  • Метание мяча с места
  • Обучение технике метания мяча с полного разбега

Метания – это легкоатлетические упражнения, которые требуют кратковременных, но значительных усилий называемых еще «взрывными». Целью этих упражнений является перемещение снарядов на наиболее возможные расстояния. Упражнения в метании помогают гармоничному развитию таких двигательных качеств как: сила, быстрота и ловкость.

Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениям. Разнообразные упражнения с метательными снарядами в течение многих тысячелетий помогали совершенствовать физические способности человека, развивали его мышление, способность к анализу. Метание – сложное упражнение. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с моментом выпуска снаряда, выбрать наиболее рациональную структуру движений начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска.

При выполнении метаний активно работают все основные мышечные группы плечевого пояса, туловища и ног. Выполняются упражнения быстро, при большой амплитуде и требуют точности.


Методика обучения техники метения малого мяча

Особое место при изучении техники метания должно занять специальные упражнения со вспомогательными снарядами, мячами и гранатами.

1. Использовать специальные упражнения, развивающие правильную технику обращения с мячом.

2. Ознакомление с техникой метания мяча.

Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, знакомит с правилами соревнований.

3. Обучить держанию и выбрасыванию снаряда.

Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы её ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку.



Упражнения, развивающие правильную технику обращения с мячом

Используются следующие упражнения:

  • ноги на ширине плеч, вес тела преимущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опущена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрямлением руки вперед-вверх (без перерыва 8-10раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сторону, назад и до исходного положения;
  • из того же исходного положения бросить малый мяч в пол;



  • Стоя сбоку – сзади придержать и направить метающую руку ученика, когда он поворачивается в направлении броска
  • Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх с поворотом пяткой наружу и одновременного поворота бедра на лево.

Метание мяча с места

Каждое двигательное действие имеет свой ритмический рисунок, который можно обозначить хлопками или шагами. Периодичность акцентов в физическом упражнении может быть переменной. Это характерно для циклических видов и их сочетания с ациклическими. Так, при обучении метанию мяча необходимо прежде всего определить ритм этого движения. Показав упражнение в целом, учитель предлагает учащимся хлопками отметить разные по прилагаемым усилиям движения:

Опускание руки с мячом вниз выполняется с незначительным усилием и отмечается слабым хлопком;

Отведение руки назад-вверх тоже требует небольшого усилия. И здесь надо сделать слабый хлопок;

Замах и бросок мяча, дополненный движением тела вперед, - действие с наибольшим проявлением усилий, соответственно делается громкий хлопок.

Такое распределение усилий

сохраняется при метании мяча с трех,

пяти и более шагов.


Обучение технике выполнения разбега и отведения мяча

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения бросковых шагов и способов отведения снаряда.

  • Метание с 4 босковых шагов с отведением мяча на 2 шага способом «прямо-назад»;
  • Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»;
  • Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • Метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед-вниз-назад»;

Обучиение технике метания мяча с полного разбега

Для этого применяются следующие упражнения:

  • Из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд – над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением мяча;

  • То же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • То же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение и ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6-8 шагов разбега, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений.


Совершенствование техники метания мяча

ДЕРЖАНИЕ МЯЧА

1. Указательный, средний, безымянные пальцы размещены сзади мяча, а большой и мизинец поддерживают мяч сбоку.

2. Граната держится плотным хватом, удобнее всего держать снаряд ближе к концу, чтобы мизинец упирался в конец ручки.

3. Рука, удерживающая снаряд, не напряжена.

РАЗБЕГ

При выполнении разбега:

Разбег выполняется строго по прямой линии с 10 - 12 м (длина разбега строго индивидуальна);

Разбег выполняется с ускорением, но следует помнить, что слишком большая скорость затрудняет правильное выполнение броска.


ЗАМАХ

При выполнении замаха:

В конце разбега разогнуть руку и выполнить замах назад;

Одновременно поворачивать туловище направо;

Затем выполняется «скрестный шаг», т.е. выполняется шаг правой ногой носком к наружи, с поворотом таза в ту же сторону; этот шаг выполняется значительно быстрее других, чтобы обогнуть туловище.

БРОСОК

При выполнении броска:

Левая нога становится немного влево от линии разбега;

Туловище энергично поворачивается грудью к направлению разбега;

Рука, слегка сгибаясь в локте, проходит над правым плечом, и снаряд выбрасывается вверх - вперед.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы рука со снарядом сначала отставала от туловища, создавая этим условия для броска. Эти движения в сочетании с выпрямлением ног способствуют мощности броску.


ТОРМОЖЕНИЕ

  • Движение вперед возникающие под действием сил инерции разбега и усилия метателя необходимо погасить, чтобы не заступить за линию. Это достигается переходом через левую ногу. Поднимаясь на носок, необходимо выполнить быстрый перескок на правую ногу.

Ошибки, допускаемые при метании

Во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.

Держание мяча слишком крепко или слишком слабо.

Таз и правая нога слишком вывернуты вправо.

Метающая рука не полностью выпрямлена.

При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.

При броске голова и верхняя часть туловища отклоняется влево.

Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице.

Правая нога выставлена в вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия.

Государственное автономное учреждение калининградской области профессиональная образовательная организация «колледж сервиса и туризма» Метание мяча на дальность

Подготовила: Алексеева Ю.А

Преподаватель: Алукриева Э.Л

Калининград 2017


Что такое метание мяча?

Метание мяча на дальность

Виды метание

Как правильно удерживать мяч при метании?

Три фазы техники метания мяча?

Техника безопасности при метании.


Что такое метание мяча?

Метание – это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий (кратковременное, но максимальное по напряжению). Цель любого броска – переместить спортивный снаряд на максимально далекое от спортсмена расстояние. Метание мяча помогает развить силу, ловкость и быстроту действий .


Метание мяча на дальность

Метание мяча на дальность характеризуется кратковременным, но концентрированным усилием мышц рук, плечевого пояса и ног при их координированном воздействии. Метание делится на три фазы :

  • Разбег – осуществляется с 10-12 м ритмично в ускоренном темпе
  • Бросок – в момент броска принимается положение «натянутого лука» и мяч посылается вперед.
  • Торможение после броска – после выпуска мяча метатель выполняет быстрый шаг правой ногой вперед, для того чтобы погасить скорость.


Виды метание мяча

Метание малого мяча, гранаты, копья. Эти снаряды отличаются легкостью. Их бросают из-за головы после стремительного разбега.

Метание различных дисков (основная отличительная черта снаряда - вес). Диски перед броском разгоняют за счет вращения корпуса спортсмена.

Всевозможные ядра. Ядро не «метают», а «толкают». Ядро – самый тяжелый снаряд, поэтому перед тем как его толкнуть, спортсмену нужно совершить «скачок» (буквально, подскочить и в высшей точке вытолкнуть ядро от плеча).


Техника безопасности при метании

  • Перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет
  • При групповом метании стоять с левой стороны от метающего
  • Находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения
  • После броска идти за снарядом только с разрешением учителя
  • При метании в цель предусмотреть опасность при отскоке снаряда.

  • 1. Метание малого мяча в цель (щит-мишень) из фронтальной стойки и И.п. левая нога впереди.
  • 2. Метание малого мяча с расстояния 6 м в щит на дальность отскока.
  • 3. Метание малого мяча в определенную зону.
  • 4. Метание малого мяча на дальность из различных (ранее изученных) исходных положений.
  • 5. В парах. Имитация начала финального усилия. Метающий находится в И.и. для метания с места, стоя боком в направлении метания, рука отведена назад и выпрямлена. Партнер, стоя сбоку-сзади, держит метающего правой рукой за кисть, левой, упираясь в лопатку, подталкивает его вперед. Движение начинается с поворотом правой ноги пяткой наружу с последующим ее разгибанием, продвижением таза вперед палевую ногу и продвижением грудыо вперед- вверх. Одновременно с этим рука сгибается в локтевом суставе. Партнер, придерживая кисть, помогает согнуть в нужном направлении руку в локтевом суставе, дает почувствовать работу мышц в этом положении.
  • 6. Метание малого мяча стоя боком в направлении метания. Перед выполнением броска 1-2 раза сымитировать начало финального усилия и после возвращения в И.п. выполнить бросок.
  • 7. Метание малого мяча с места стоя боком в направлении метания в коридор шириной 10 м.
  • 8. Имитация постановки левой ноги и захвата снаряда при выполнении броскового шага.
  • 9. Метание малого мяча с одного шага. Упражнение выполняют в парах. Партнеры находятся друг от друга на расстоянии, обеспечивающем ловлю мяча после отскока от земли.
  • 10. Метание малого мяча с одного шага на дальность в коридор шириной 10 м. Проводится в виде соревнования, с объявлением результатов, предоставляя каждому учащемуся три попытки.

Для успешного овладения техникой метания необходимо развивать у школьников физические качества, в первую очередь, гибкость и скоростно-силовые. Все учителя физической культуры знают, что одним из важных условий для овладения правильной техникой метаний является хорошая подвижность в плечевом и локтевом суставах и грудном отделе позвоночника. В этих целях полезны следующие упражнения.

Комплекс I.

  • 1. И.п. - о.с. На счет 1 - шаг левой, руки через стороны вверх-назад, прогнуться; 2 - И.п.; 3-4 - то же с шагом другой йогой. Повторить задание 6-8 раз.
  • 2. И.п. - о.с. На счет 1 - наклон назад; 2 - Иль; 3 - наклон вперед, коснуться пальцами пола; 4 - Иль Повторить задание 10-12 раз.
  • 3. И.п. - стойка ноги врозь, в руках, вытянутых вперед, гимнастическая палка. Выкруты движением прямых рук назад и вперед с гимнастической палкой. Повторить задание 8-10 раз.

Комплекс II.

  • 1. И.п. - сед на пятках, в руках набивной мяч. Бросок мяча из-за головы двумя руками вперед-вверх, максимально отводя руки назад. Повторить задание 8-10 раз.
  • 2. И.п. - сед на пятках, руки на поясе. На счет 1 - поворот туловища вправо; 2 - И.п.; 3-4 - то же в другую сторону. Повторить задание 8-10 раз.
  • 3. И.п. - сед ноги врозь. На счет 1 - наклон вправо с поворотом туловища и касанием носка ноги разноименной рукой; 2 - И.п.; 3-4 - то же в другую сторону. Повторить задание 6-8 раз.

Комплекс III.

  • 1. И.п. - стоя спиной к гимнастической стенке, хват руками за рейку. На счет 1 - шаг левой вперед, выпрямить руки; 2 - И.п.; 3-4 - то же с другой ноги. Повторить задание 6-8 раз.
  • 2. И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке, хват руками за рейку на уровне плеч. Пружинистые наклоны вперед. Повторить задание 10-15 раз.
  • 3. И.п. - стоя спиной к гимнастической стенке, левая нога впереди, хват правой рукой за рейку на уровне плеч. Выход в положение «натянутый лук». Повторить задание 10-12 раз.

Комплекс IV.

  • 1. И.п. - лежа на животе, руки вверх. Прогибание туловища, приподнимая ноги и голову. Повторить задание 10-12 раз.
  • 2. И.п. - лежа на спине. На счет 1-2 - поднять ноги, коснуться ими пола за головой; 3-4 - И.п. Повторить задание 4-6 раз.
  • 3. «Мост». Повторить задание 5-6 раз.

Приведенные комплексы упражнений для развития двигательных качеств необходимо включать не только в уроки, на которых разучиваются метания, но и в занятия по другим разделам учебной программы.

В процессе уроков легкой атлетики необходимо развивать у учащихся и скоростпо-силовые качества. Для этого следует включать в занятия следующие несложные комплексы упражнений.

Комплекс I.

  • 1. И.п. - о.с. Поочередные и быстрые приседания на правой и левой ноге. Повторить задание в 2-3 сериях по 5-10 раз.
  • 2. И.и. - низкий присед, руки на бедрах. Выпрыгивание из низкого приседа. Повторить задание в 2-3 сериях по 6-8 раз.
  • 3. И.п. - упор присев. На счет 1 - упор лежа; 2 - И.п. Повторить задание в 2-3 сериях по 6-8 раз.
  • 4. И.п. - упор лежа. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Повторить задание в 2-3 сериях по 8-10 раз.

Комплекс II.

  • 1. И.п. - стойка ноги врозь, ступни параллельно. Прыжки с ноги на ногу. Выполнять быстро. Повторить задание в 2-3 сериях по 10-12 раз.
  • 2. И.п. - о.с. Прыжок в длину с места. Повторить задание в 2-3 сериях по 5-6 прыжков.

Комплекс III.

  • 1. И.п. - стоя слева (справа) от гимнастической скамейки. Прыжки на двух ногах через скамейку. Повторить задание в 2-3 сериях по 8-10 раз.
  • 2. И.и. - стойка ноги врозь, в руках за головой набивной мяч. Метание разных по весу (0,5-2 кг) мячей двумя руками из-за головы в стену. Повторить задание 10-12 раз.

Комплекс IV.

  • 1. И.п. - упираясь ладонями в стену. Отталкивание от стены с хлопком в ладоши. Повторить задание в 2-3 сериях по 8-10 раз.
  • 2. И.п. - присед. Прыжки на двух ногах в положении приседа. Выполнять быстро. Повторить задание в 2-3 сериях по 8-10 раз.
  • 3. И.п. - упор лежа сзади на предплечьях, хват руками за края гимнастической скамейки. Разгибание и сгибание рук. Повторить задание 10-12 раз.

Большую пользу в обучении школьников метаниям при целенаправленном их использовании приносят упражнения с набивными мячами. Во всех упражнениях с набивными мячами очень важно добиваться последовательного включения в работу мышц ног, туловища и метающей руки (рук). Учителю следует постоянно следить за выпуском мяча но правильной траектории. Важно добиваться от занимающихся сохранения устойчивого положения после выпуска снаряда. В качестве примера приводим два комплекса упражнений с набивными мячами, вес которых подбирается с учетом возраста занимающихся. При желании каждый учитель физической культуры может значительно расширить данные комплексы, усложняя упражнения и создавая дополнительные условия к их выполнению.

Комплекс I.

  • 1. И.п. - стойка ноги врозь. В руках набивной мяч. Бросок набивного мяча двумя руками снизу вперед-вверх после предварительного замаха. Повторить задание 8-10 раз.
  • 2. И.п. - то же. Бросок набивного мяча двумя руками от груди вперед- вверх с предварительным подседанием. Повторить задание 6-8 раз.
  • 3. И.п. - то же. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы вперед-вверх. Повторить задание 6-8 раз.

4. И.п. - го же, левая (правая) нога впереди. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы вперед-вверх. Повторить задание 8-10 раз.

  • 5. И.п. - то же. Бросок набивного мяча двумя руками снизу назад-вверх через голову после предварительного замаха. Повторить задание 8-10 раз. Комплекс II.
  • 1. И.п. - сидя на полу, в руках набивной мяч. Бросок мяча двумя руками из-за головы вперед-вверх. Повторить задание 10-12 раз.
  • 2. И.п. - то же. Метание набивного мяча одной рукой из-за головы вперед- вверх. Повторить задание 5-6 раз каждой рукой.
  • 3. И.п. - то же. Метание набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх. Повторить задание 8-10 раз.
  • 4. И.п. - широкая стойка, в руках над головой набивной мяч. Метание мяча о пол перед собой. Выполнять быстро. Повторить задание 10-15 раз.
  • 5. И.п. - о.с. Метание набивного мяча двумя руками из-за головы вперед-вверх с шагом левой ногой; далее - с двумя, тремя, четырьмя шагами (рис. 3.18). Повторить задание 8-10 раз.

Рис. 3.18.

Подобные упражнения включают не только в уроки физической культуры. Домашние задания, связанные с приобретением и закреплением умений и навыков в различных метаниях, учащимся младших классов давать не рекомендуется, поскольку организовать безопасное их выполнение и контроль в домашних условиях невозможно.

Вместе с тем, учащимся 3-4-го классов в заданиях на дом рекомендуют простейшие общеразвивающие упражнения для подвижности в суставах (особенно в плечевых и локтевых) и для развития скоростно-силовых качеств. Хорошие результаты для закрепления навыков метания и развития двигательных качеств дает использование упражнений с резиновой лентой.

Комплекс I.

  • 1. И.п. - ноги на ширине плеч, руки с резиновой лентой вверху. Пронос прямых рук назад за спину и обратно. Повторить задание 8-10 раз.
  • 2. И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны с резиновой лентой, натянутой за спиной. На счет 1 - руки согнуть; 2 - И.п. Повторить задание 8-10 раз.
  • 3. И.п. - узкая стойка, левая нога впереди, в правой, отведенной назад руке лента, противоположный конец которой закреплен за дверную ручку. Имитация финального усилия при метании. Повторить задание 6-8 раз.

Комплекс II.

  • 1. И.п. - стоя спиной к месту закрепления резиновой ленты, концы которой в руках, разведенных в стороны. Сведение прямых рук вперед. Повторить задание 10-12 раз.
  • 2. И.п. - стоя лицом к месту закрепления резиновой ленты, оба конца которой в руках. Наклоны вперед, вращение по кругу прямыми руками натянутой ленты. Повторить задание 3-4 серии по 4 круга вперед, затем - назад.
  • 3. И.н. - узкая стойка, левая нога впереди, правая рука с лентой, закрепленной другим концом за дверную ручку, отведена назад. Имитация финального усилия при метании. Повторить задание 10-12 раз.

На уроках в 3-4-м классах большое место продолжают занимать подвижные игры. Игры, предлагаемые для изучения техники метания мяча, содержат все основные виды метаний: на дальность и точность в неподвижную горизонтальную и вертикальную цель. Использование малых и больших (легких) мячей укрепляет суставы и мышцы рук, развивает глазомер, совершенствует координацию движений. Закрепление техники движений в играх должно проводиться только после ее детального разучивания. Технически правильное выполнение бросков должно быть основным условием игры.

Наиболее распространенные игры с метаниями для учащихся 3-го класса - «Школа мяча», «Охотники и утки», «Точный расчет», «Попади в мяч», «Метко в цель», «Стой (штандер)», «Снайперы»; для учащихся

4-го класса - «Ловкие и меткие», «Лапта», «Круговой обстрел» и др.

Введение ……………………………………………………………………3

1. Легкая атлетика…………………………………………………………4

2. Виды легкой атлетики…………………………………………………..5

3. Метание мяча…………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………….12

Введение.

Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, если хотите, естественности своих соревновательных дисциплин.
Лёгкая атлетика - совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

1. Легкая атлетика.

Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта; включает бег и ходьбу на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания спортивных снарядов, легкоатлетические многоборья. Зародилась в Великобритании в 18 в. В Международной любительской федерации - ИААФ (IAAF; основана в 1912) ок. 190 стран (1991). В программе Олимпийских игр с 1896, чемпионаты мира с 1983, Европы с 1934. Годом рождения отечественной легкой атлетики считается 1888 год. Тогда в дачном местечке Тярлево, неподалеку от Царского Села (ныне г. Пушкин под Петербургом), возникает первый в России кружок, члены которого стали заниматься бегом. Затем этот кружок перебазировался в столицу на Петровский остров под именем "Петербургское общество любителей бега" (1890 г.), а позднее "Петербургского общества любителей спорта" (1893 г.). К 1895 г. легкая атлетика в России включала в себя: бег, спортивную ходьбу, прыжки в длину и высоту с разбегом и без разбега, метание ядра, метание кожаного мяча, тройной прыжок с места и разбега, барьерный бег, кросс... Основателем, первым председателем, душой этого общества был банковский служащий Петр Павлович Москвин - энергичный, деятельный, подвижный, небольшого роста, с густыми черными усами и такими же черными всегда веселыми глазами человек. Популярность его была чрезвычайно высока, хотя он не был ни чемпионом, ни рекордсменом, не прославил себя на международной арене. П. П. Москвин был не только основоположником организованных занятий легкой атлетикой в России, но и пионером некоторых других видов спорта. Например, впоследствии он ввел игру в хоккей в спортивную жизнь городов Дальнего Востока. В 1945 г. ему было присвоено звание Заслуженного мастера спорта за огромный вклад в дело развития российского спорта. Международная Любительская легкоатлетическая Федерация (ИААФ) создана в 1912 г. и объединяет около 210 национальных федераций. Олимпийская программа неоднократно изменялась. В разное время в нее входили такие дисциплины, как бег 60 м, командный бег 5000 м, бег 2500 и 4000 м с препятствиями, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, перетягивание каната, триатлон и др. Современная программа Олимпийских игр включает 44 вида соревнований (24 для мужчин и 20 для женщин): бег 100, 200, 400, 800, 1500, 10000 м, марафонский бег 42,195 км, 100, 110 и 400 м с барьерами, с препятствиями 3000 м, эстафеты 4x100 и 4x400 м, спортивную ходьбу 10, 20 и 50 км, прыжки с шестом, в высоту, в длину, тройной, толкание ядра, метания диска, молота, копья, семиборье, десятиборье. Допуск на Олимпийские игры получают спортсмены выполнившие нормативы МОК и НОК.

2. Виды легкой атлетики.

Ходьба Спортивная ходьба по технике движений отличается от всех видов ходьбы постановкой выпрямленной в коленном суставе ноги. Однако, общим для всех видов ходьбы является постоянный контакт ноги с грунтом одной или двух ног одновременно. За появление фазы полета скороходы дисквалифицируются намного чаще, чем за другую наказуемую ошибку, когда согнута опорная нога ходока в момент вертикали. Моментом вертикали называют момент начала обгона маховой ноги опорной. Скорость в спортивной ходьбе вдвое-втрое выше, чем в обычной и достигает 14-16 км/час. Рекорды в спортивной ходьбе регистрируются на дорожке стадиона не более 500 м на дистанциях от 3-х км до результатов суточной ходьбы (более 200 км). Высшие достижения регистрируются на шоссе. На крупнейших соревнованиях мужчины идут 20 км и 50 км, а женщины идут 20 км.

Бег Бег занимает наибольшую часть программы легкой атлетики и имеет 4 разновидности: гладкий бег, бег с препятствиями (искусственными и естественными), эстафетный бег.

Прыжки
Прыжки в легкой атлетике проводятся в длину, в длину тройным, в высоту и в высоту с шестом, как для мужчин, так и для женщин. Результат фиксируется в метрах и сантиметрах.

Метания В метания входят: толкание ядра весом 7257 г для мужчин и 4000 г – для женщин, метание молота такого же веса, метание копья (800 г и 600 г), метание диска (2 кг и 1 кг), гранаты (700 г и 500 г) и теннисного мяча. Последние два вида являются вспомогательными для обучения метанию копья. Во всех видах метаний производится предварительный разгон снаряда, позволяющий увеличить скорость снаряда при отрыве от рук метателя (вылете).

Многоборья Легкоатлетические многоборья включают много видов легкой атлетики. Классическое мужское десятиборье – это бег на 100, 400, 1500 м, 110 м с барьерами, прыжки в высоту, с шестом, в длину, метание копья, диска, толкание ядра. Классическое женское семиборье – это бег 100 м с барьерами, 200 м, 800 м, прыжки в длину и в высоту, метание копья и толкание ядра. Результат определяется в очках, подсчет которых идет по специальной таблице.

В настоящее время мировая легкая атлетика находится в двойственной позиции – с одной стороны, успешное развитие, с другой – огонь критики. В спорте возникает множество проблем, решение которых кажется не вполне реальным. Перед лицом таких проблем для эффективного их решения необходим полный и детальный анализ сложившейся ситуации с целью поиска реального выхода. Существует 12 наиболее сложных проблем в современной легкой атлетике – это проблемы зрителей, спортсменов, тренеров, соревнований, спортивных площадок, телевидения, стимулирования, культуры, обслуживающего персонала, некоторых иллюзий, демографии и допинга.

3. Метание мяча.

Метание мяча выполняется из различных положений - ­стоя, с колена, лежа. Метание мяча делится на фазы: разбег, финаль­ное усилие (бросок), торможение.

Техника хвата и выпуска снаряда

Мяч удерживают фалангами пальцев метающей руки, три пальца размещены как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой поддерживает сбоку.

Методика обучения

· Бросок мяча кистью руки вниз перед собой.

· Бросок мяча вперед в цель.

· Стоя в шаге, рука с гранатой (мячом) отведена назад-вверх.

Упражнения с малыми мячами

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, лов­ля двумя руками. То же, ловля одной рукой.

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Пос­ле удара мяча об пол поймать его:

а) двумя руками;

б) снизу правой (левой) рукой;

· Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот.

· Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу.

· То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой.

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хло­пок в ладоши (перед собой или за спиной) и ловля мяча пра­вой (левой) рукой. То же, но хлопок после удара мяча об пол.

· Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.

· Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча:

а) двумя руками;

· То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол

· Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от стенки. Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками. То же, но после отскока мяча от пола.

· Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается.

· Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной рукой после отскока.

· То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом.

Методические указания

Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в шаге, левая впереди. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не опускается ниже уха, финальное движение кистью долж­но быть ускоренным. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вращением гранаты в вертикальной плоскости.

Техника финального усилия (броска)

Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге» тяжесть тела не правой ноге, носок которой развернут «в шаге» под углом 30°, левая нога впереди, носком внутрь. Рука с мячом отведена назад на уровне плеча, плечи незначительно повернуты направо, левая рука перед грудью, согнута в лок­те.

Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх, поворачивая пятку наружу, подает вперед правую сто­рону таза с плечом и переносит вес тела на левую ногу. Одновременно правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, «берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым движением плеч и руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска сделать шаг пра­вой ногой вперед - с поворотом носка внутрь и сгибанием но­ги в коленном суставе.

Методика

· «Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом

· То же, выполняя бросок слитно

· Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом отведена назад, левая согнута перед грудью

· Метание мяча в цель и на дальность.

Методические указания

На счет «раз» - рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога сгибается, туловище закручивается и наклоняется вправо, на счет «два»- поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую ногу и поднимая руку с мячом вперед, примять положение «натянутого лука», на счет «три» - бросок.

Бросок выполнять через плечо с последующим прохо­дом вперед правым боком, обратить внимание на рывок ле­вой рукой назад.

С активной постановкой левой ноги выполнить метание, обратить внимание на полное разгибание ног, выпрямление туловища с продвижением грудью вперед-вверх без наклона в стороны и вперед.

Следить за работой рук, метание выполнять двумя шеренгами или группами по 8-10 человек.

Техника скрестного шага

Скрестный шаг начинается энергичным отталкиванием левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед ставится с пятки развернутым носком наружу. В этот туловище отклоняется в сторону, противоположную разбегу, а плечи поворачиваются направо. Левая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки носком по направлению метания. Скрестный шаг служит для плавного перехода от разбега к броску.

Методика

· Стоя левым боком.

· Стоя не левой ноге с поднятой правой ногой скрестно перед левой.

· Стоя левым боком.

· То же, но левая нога приподнята.

· То же, слитно.

Методические указания

· Тяжесть тела на правой ноге, на счет «раз» - перенося тяжесть тела на левую ногу и оставляя плечи сзади, выпол­нить скрестный шаг правой, на «два» И. П.

· Скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой ноги на правую.

· На счет «раз» - шаг правой с пятки вперед и отведение и с мячом назад, на счет «два» - шаг левой в упор.

· На счет «раз» - шаг (скачком) левой с отведением правой руки с мячом от плеча прямо назад, на «два» - шаг правой впереди левой, на «три» - левая вперед в упор.

· То же на счет «четыре» выполнить бросок.

Техника разбега

Разбег состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки (15 - 20 м); от контрольной отметки до планки (7 - 9 м). В первой части разбега метатель набирает скорость, во второй части выполняет обгон снаряда и бросок. Разбег начинается медленным бегом с постепенным ускорением. На контрольную отметку метатель попадает левой ногой (при метании правой рукой), после чего начинает отведение и обгон снаряда.

Шаги с этой части принято называть «бросковыми». Их может быть два, четыре, шесть. Отведение сна­ряда назад выполняют двумя способами: дугой вперед-вниз-назад или прямо назад. К моменту окончания постановки ле­вой ноги на контрольную отметку рука со снарядом полностью выпрямляется. Третий бросковый шаг принято называть скрестным. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исход­ное положение для выполнения финального усилия (броска).

Методика

· Метание мяча с небольшого предварительного разбега.

· Метание с постепенным увеличением разбега.

· Установление индивидуальной длины и ритма полного разбега.

· Метание с полного разбега.

Методические указания

От линии отсчитывать два или четыре бросковых шага, пробегая, проверить точность попадания на отметку левой ногой, следить за отведением руки с мячом и ритмом шагов.

Следить за обгоном снаряда, быстрым и широким вы­полнением скрестного шага (3 - 4). Заканчивая бросок, погасить скорость, перейти с ле­вой ноги на правую.

Заключение.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки молодых людей к службе в армии.

Список литературы

1. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе: методические рекомендации для учителей. Выпуск 6: Легкая атлетика. Советский спорт. 2005г.

2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Москва. Владос. 2004г.

3. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. Ростов-на-Дону. Феникс,2005г.

4. Озолин Н.Г., Воронкин В.И., Примаков Ю.М. Учебник по легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

5. Тутевич В.Н. Теория спортивных метаний. - М.: Физкультура и спорт, 1969.

Средняя школа № 5

План-конспект

Открытого урока по физическому воспитанию

Теоретические сведения о технике метания мяча на дальность

преподаватель:Резванов В.И.дата:19.04.2014 год

Г. Шалкар
2013- 2014 учебный год

Тема урока: Техника метания мяча на дальность
Дата проведения Класс: 4«А»;

Технология: СТО, ИКТ

Место проведения: Мультимедийный кабинет

Оборудование: Интерактивная доска, видео и фотоматериалы
Задача урока: Рассказать учащимся о технике метания мяча на дальност, пошаговое его выполнение, разновидности метаний, о технике безопасности во время выполнения бросков
Цель урока:
Сформировать у учащихся чёткое представление о технике выполнения метания мяча на дальность содействовать формированию у учащихся интереса к занятиям физической культуры,

воспитывать умение работать в команде, стремление к достижениям лучших результатов.

. Ход урока:

    Орг.момент

    Новая тема

    Закрепление

    Итог урока

    Задание на дом

1. Приветствие.

Контроль посещаемости.

Объявление целей урока .

2. Новая тема.
Метания – это легкоатлетические упражнения, которые требуют кратковременных, но значительных усилий называемых еще «взрывными».Целью этих упражнений является перемещение снарядов на наиболее возможные расстояния. Упражнения в метании помогают гармоничному развитию таких двигательных качеств как: сила, быстрота и ловкость. По этой причине упражнения в метаниях мяча и гранаты включены в школьную программу Дальность полета малого мяча зависит от начальной скорости его вылета, угла вылета (оптимальный угол 40-43 градуса), сопротивление воздушной среды и высоты, на которой мяч покидает руку в момент вылета. Скорость полета зависит от величины силы, приложенной к мячу, длины пути воздействие силы на снаряд. Результат в метании мяча зависит от скоростно-силовой и технической подготовки учащихся. Задачи обучения

    Научить технике метания малого мяча с места Научить технике метания с шага Научить технике метания с 3-4 бросковых шагов Научить технике метания мяча на дальность с разбега Научить технике перехода в положение «натянутый лук»
Метание малого мяча на дальность стоя лицом по направлению к метанию
    С места
    С полшага, с шага левой ногой


Метание мяча с шага из исходного положения – правая нога скрестно перед левой

    Выпрямленная рука отведена назад на уровне плеча вес тела на правой ноге, согнутой в колене (положение замаха). Бросок начинается с вращательно - разгибательного движения правой ноги продолжается продвижением туловища вперед - вверх заканчивается хлестким движение предплечья и кисти.
Метание мяча с двух шагов
шаг правой ногой шаг левой ногой

Метание мяча с шага левой ногой

Метание мяча с разбега



Метание малого мяча.

    Бросок заканчивается хлестообразным движением предплечья и кисти без опускания локтя.

Заключительная стадия метания мяча на дальность

Торможение после выполнение броска

    Движение вперед возникающие под действием сил инерции разбега и усилия метателя необходимо погасить, чтобы не заступить за линию. Это достигается переходом через левую ногу. Поднимаясь на носок, необходимо выполнить быстрый перескок на правую ногу.
Положение «натянутого лука»
    Рекомендуются следующие упражнения: Выполнения положения стоя у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за рейку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед – вверх, повернуться налево. Выполнение упражнения с помощью партнера.
3. Закрепление.

    Им играют такие виды спорта как футбол, баскетбол Бывает легкая, бывает тяжелая Собственно-соревновательная деятельность. Чем нужно заниматься, чтобы быть здоровым? Бывает художественная, бывает спортивная Бывают роликовые, фигурные, хоккейные Снаряд для метания. Бывают С D DVD Бывает на траве, бывает с мячом, бывает с шайбой.
Повторение Техники Безопасности
во время метания мяча
    Запрещается производить произвольное метание, выполнять броски без разрешения учителя Нельзя находится в зоне броска. Не останавливать мяч в полете, а дождаться полной остановки. Принимающего мячи стоять сзади справа или слева от учителя не менее 10 метров чтобы видеть траекторию полета мяча Производить бросок строго из-за головы Все команды выполнять бегом

      Итог урока

      Оценки за урок

      Задание на дом: ОФП

Поделиться: