Какие бывают нагрузки в спорте. Виды физических нагрузок в спорте

Март 22, 2016

Здоровый образ жизни - девиз сегодняшнего дня. Правильное питание, спортивные нагрузки способны помочь убрать лишние килограммы, снять напряжение, связанное со стрессом, укрепить нервную систему и организм в целом.

Что такое спортивные нагрузки и зачем они нужны

– это комплекс физических упражнений разной интенсивности, объёма и сложности. Во время занятий в работу включаются все системы организма человека.

Спортивные занятия способствуют:

  • улучшению функционирования нервной системы;
  • восстановлению работы сердца, дыхания;
  • увеличению объёма крови;
  • развитию мышечной массы;
  • снижению лишнего веса.

Комплексы физических упражнений адаптированы к любой возрастной группе, что помогает раскрыть физические способности, улучшить общее состояние здоровья.

Все физические нагрузки подразделяются на:

  • Кардиотренировки или аэробные упражнения. Примерами могут служить бег, плавание, быстрая ходьба, активные игры, велогонки, лыжи;
  • способствуют развитию мышечного рельефа, проработке отдельных групп мышц. Бодибилдинг, тяжёлая атлетика, метание ядра, футбол и другие виды спорта невозможно представить без силового тренинга;
  • помогают растянуть мышцы, что позволяет обрести гибкость и улучшить состояние суставов. Основными видами нагрузок, связанных с растяжкой, являются йога и пилатес .

Кардиотренировки улучшают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижают вес. За счёт активной работы лёгкие насыщаются кислородом, снижается холестерин, уменьшается общая масса тела. Сочетание кардио и силовых нагрузок способно улучшить рельефность мышц и подтянуть всё тело. Самыми эффективными кардиоупражнениями станут:

  • бег,
  • трекинг,
  • плавание,
  • велосипедный спорт,
  • занятия на кардиотренажёрах.

ПОЛЬЗА КАРДИОТРЕНИРОВОК

К плюсам кардионагрузок можно отнести быстрое снижение массы тела, укрепление СС системы, всех мышц, улучшение обменных процессов.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Некоторые виды кардиотренировок приводят к усиленной нагрузке на суставы и связки. Интенсивные занятия не рекомендуются людям с заболеваниями сердца, при сахарном диабете, онкологии и ряде других заболеваний.

Силовые тренировки необходимы для:

  • тяжёлой атлетики,
  • гиревого спорта,
  • бодибилдинга (наращивание мышечной массы),
  • армреслинга (длительная средне-интенсивная нагрузка)
  • и других.

ПОЛЬЗА СИЛОВЫХ НАГРУЗОК

Плюсы силовых тренировок заключаются в развитии силы, формировании мышечной массы, корректировки контуров фигуры. В сочетании с аэробными нагрузками дают потрясающий результат.

ВРЕД СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК

Прежде чем заниматься силовыми упражнениями, следует проверить состояние позвоночника. Не рекомендуется заниматься, если обнаружен остеохондроз, сколиоз. Гипертоническая болезнь тоже является противопоказанием к занятиям силовым тренингом.

Упражнения направлены на развитие гибкости, подвижности суставов и связок. Растяжки необходимы для занятия:

  • гимнастикой,
  • синхронным плаванием,
  • акробатикой,
  • балетом,
  • танцами,
  • боевыми искусствами.

ПОЛЬЗА РАСТЯЖКИ

Лучше делать после силовых или кардионагрузок. Это повысит эффективность проведённых занятий. Во время растяжки улучшается эластичность тканей, позвоночник становится подвижным.

ВРЕД РАСТЯЖКИ

Упражнениями на растяжку запрещено заниматься после перенесённых травм, в период обострения воспалительных процессов в суставах, при любых травмах и заболеваниях позвоночника. Если во время упражнения появилась острая боль, его надо немедленно прекратить и обратиться к доктору.

Прежде всего, надо поставить себе цель, определиться, чего вы хотите добиться, занимаясь физическими нагрузками.

Если необходимо увеличить мышечную массу или сбросить лишний вес, то первые занятия необходимо проводить с тренером. Он подберёт и рассчитает спортивную нагрузку для тренировки.

  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • Нагрузка и отдых как компоненты спортивной тренировки

    Понятие о тренировочной нагрузке

    Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя либо умеренного функционирования, и в этом смысле является «над­бавкой», «загружающей»или «нагружающей» органы и системы организма и вызываю­щей, если она достаточно велика, утомление. Таким образом, тер­мин означает прибавочную функцио­ нальную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при этом трудностей.

    Смысл тренировочной нагрузки в общем понят давно: вызывая расходование рабочих потенциалов организма и утомление, она тем самым стимулирует восстановительные процессы, а в резуль­тате (если не иметь в виду чрезмерных нагрузок) сопровождается не только восстановлением, но и сверхвосстановлением работоспо­собности (суперкомпенсацией - А. А. Ухтомский и др.).

    По сравнению с общими формами физического воспитания в спортивной тренировке используются более значительные нагруз­ки как по объему, так и по интенсивности, что обусловлено закономерной связью между уровнем спортивных достижений и пара­метрами нагрузок. Хотя их соотношение не всегда прямо пропор­ционально, общая тенденция такова, что рост спортивных дости­жений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и прак­тики спорта.

    Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревно­вательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); по направленности - на способствующие развитию от­дельных двигательных способностей (скоростных, силовых, коор­динационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т. п.; по координационной сложно­сти - на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и свя­занные с выполнением движений высокой координационной слож­ности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные, в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

    Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. В ча­стности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тре­нировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировоч­ного года. .

    Различают показатели, относящиеся к внешней и внутренней сторонам нагрузки. Первые представляют собой количественные характе­ристики выполняемой тренировочной работы, оцениваемые по ее внешне выраженным параметрам (продолжительность, число по­вторений тренировочных упражнений, скорость и темп движений, величина перемещаемого веса и др.). Вторые, выражая степень мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена при выполнении тренировочной работы, характеризу­ются обусловленной ею величиной физиологических, биохимиче­ских и других сдвигов в функциональном состоянии органов и си­стем (увеличением частоты сердечных сокращений, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, ударного и минутного объема крови, содержания молочной кислоты в крови и т. п.).

    Согласно существующим представлениям, величина трениро­вочной нагрузки является производной от ее интенсивности и объема, причем их одновременное увеличение может происходить лишь до некоторых пределов, после чего дальнейшее нарастание интенсивности ведет к уменьшению объема, и наобо­рот. Отсюда вытекает необходимость учитывать параметры объема и интенсивности нагрузки, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

    Понятие «объем» тренировочной нагрузки относится к продол­жительности ее воздействия и суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или серии упражнений (термин «работа» здесь понимается не только в физико-механическом, но и в физиологическом смысле). Понятие же «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия на­грузки в каждый момент упражнения или же со степенью концен­трации объема тренировочной работы во времени (при характе­ристике суммарной интенсивности ряда упражнений).

    Одним из наиболее широко учитываемых внешних показателей объема нагрузки служит время, затраченное на выполнение упражнения, т. е. его протяженность во времени. Интенсивность отдельных упражнений часто оценивают по скорости и темпу движений, величине преодолеваемых внешних отягощений и тому по­добным показателям. При оценке нагрузки со сторо­ны функциональных сдвигов, происходящих в организме, одним из показателей ее объема служит, например, суммарная пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка ЧСС за время упраж­нения относительно исходного уровня) или энергетическая стои­мость упражнения (оцениваемая расчетным путем по добавочному потреблению кислорода на работу), а показателями интенсивно­сти- средние, минимальные и максимальные значения ЧСС или энерготрат в единицу времени (например, в секунду или минуту).

    Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть подразделены на тренировочные и соревно­вательные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные).

    В срочных адаптационных реакциях можно выделить три стадии.

    Первая стадия связана с активизацией деятельности раз­личных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение заданной работы. Это проявляется в резком увеличе­нии частоты сердечных сокращений (ЧСС), вентиляции легких, потребления О2, накопления лактата в крови и т. д.

    Вторая стадия наступает, когда деятельность функцио­нальной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устой­чивом состоянии.

    Переход в третью стадию характеризуется нарушением баланса между запросом и его удовлетворением из-за утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и дея­тельность внутренних органов, исчерпанием углеводных ресурсов организма и др. Слишком частое предъявление организму спорт­смена требований, связанных с переходом в третью стадию сроч­ной адаптации, может неблагоприятно сказаться на темпах фор­мирования долговременной адаптации, а также привести к отри­цательным изменениям в состоянии различных органов.

    Отдых как компонент спортивной тренировки

    Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компо­нента тренировки, когда он организован в соот­ветствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее не­отъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке.

    Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе: 1) обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок итем самым позволяет повторно исполь­зовать их; 2) служит одним из средств оптимизации эффекта на­грузок..

    Как восстановительная фаза отдых в процессе трени­ровки рационализируется с помощью таких средств и способов, как использование различных его форм (в том числе путем переклю­чения на иную деятельность, чем та, что вызвала утомление); комплексирование в определенных вариантах активного и пассив­ного отдыха; введение в интервалах между сериями упражнений элементов психорегулирующей тренировки, направленных на успокоение и тонизацию спортсмена, восстановительного массажа, термических воздействий (например, кратковременное прогрева­ние в сауне в интервалах между плавательными упражнениями), других гигиенических процедур и т. д.

    Использование отдыха как средства оптими­зации эффекта тренировочных нагрузок основано на том, что от его продолжительности в интервалах между упраж­нениями и особенностей содержания (активный либо пассивный) зависит «последействие» предыдущей нагрузки и воздействие по­следующей. Известно, что достаточно короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал, усиливает воздействие очередной нагруз­ки, поскольку она совпадает с фазой неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, со­храняющейся от предшествующей нагрузки; отдых, достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или «ординарный» интервал, позволяет использовать по­вторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее пара­метров; отдых, создающий условия для «сверхвосстановления» ра­ботоспособности, или «максимизирующий» интервал, предоставля­ет возможность для увеличения очередной нагрузки, однако степень сумма

    Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

    Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

    Такие виды спорта как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

    Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность. Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

    "

    Все виды физических нагрузок подразделяются по величине нагрузки, среди которых различают большие (предельные), значительные (околопредельные), средние и малые. Перечисленные степени интенсивности нагрузок соответствуют разным уровням спортивной квалификации: спортсмены экстракласса (олимпийские чемпионы и чемпионы мира), мастера спорта международного класса, мастера спорта, разрядники, далее - лица, занимающиеся и не занимающиеся физической культурой и, наконец, те, кто прибегает к лечебной физкультуре с целью реабилитации тех или иных функций организма с помощью дозированной двигательной активности. Однако на каждом уровне имеются пределы своих возможностей, ограничивающие физическую работоспособность человека . Следует иметь в виду, что факторы, лимитирующие работоспособность, зависят от вида физической деятельности, которая может быть подразделена в соответствии с классификацией видов спорта на шесть основных групп.

    1. Циклические виды спорта (беговые дисциплины легкой атлетики, плавание , лыжные гонки , велосипедный спорт , шорт-трек, скоростной бег на коньках, гребля академическая и на байдарках и каноэ и др.). Они требуют преимущественного проявления выносливости , поскольку предполагают многократное повторение стереотипных циклов движений. Эти виды деятельности вызывают расходование большого количества энергии.

    2. Скоростно-силовые виды спорта (все легкоатлетические прыжки и спринтерские дистанции, метания , тяжелая атлетика и др.). Отличительная особенность этих видов - взрывная, короткая по времени и очень интенсивная физическая деятельность. В большинстве случаев скоростные способности зависят от генетических детерминант и мало поддаются как тренировке, так и влиянию лекарственных средств.

    3. Спортивные единоборства (фехтование , все виды борьбы , бокс , восточные единоборства и др.). Характерной чертой расходования энергии при единоборствах является непостоянный, циклический уровень физических нагрузок, зависящих от конкретных условий соперничества и достигающих иногда очень высокой интенсивности.

    Под скоростными способностями спортсмена понимают комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

    Элементарные формы проявляются в латентном времени простых и сложных двигательных реакций, скорости выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении, частоте движений.

    Комплексные формы проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта, обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками.

    Гибкость - морфофункциональные свойства аппарата движения и опоры, определяющие амплитуду движения спортсмена. Термин "гибкость" более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах всего тела. Когда речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить об их подвижности (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах и др.).

    Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности групп мышц, окружающих соответствующий сустав. Пассивная гибкость - способность к достижению наивысшей амплитуды движений в результате действия внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости.

    Под силой человека следует понимать его способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

    Сила может проявляться при изометрическом (статическом) режиме работы мышц , когда при напряжении они не изменяют своей длины, и при изотоническом (динамическом) режиме, когда напряжение связано с изменением длины мышц. В изотоническом режиме выделяют два варианта: концентрический (преодолевающий), при котором сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины, и эксцентрический (уступающий), когда осуществляется противодействие сопротивлению при одновременном растяжении, увеличении длины мышц.

    Выделяют такие основные виды силовых качеств : максимальную силу, скоростную силу и силовую выносливость.

    Под максимальной силой следует понимать наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Уровень максимальной силы проявляется в величине внешних сопротивлений, которые спортсмен преодолевает или нейтрализует при полной произвольной мобилизации возможностей нервно-мышечной системы. Максимальную силу человека не следует отождествлять с абсолютной силой, которая отражает резервные возможности нервно-мышечной системы. Как показывают исследования, эти возможности не могут полностью проявляться даже при предельной волевой стимуляции, а могут быть обнаружены лишь в условиях специальных внешних воздействий (электростимуляция мышц, принудительное растягивание предельно сокращенной мускулатуры). Максимальная сила во многом определяет спортивный результат в таких видах спорта, как тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, прыжки и спринтерский бег, различные виды борьбы, спортивная гимнастика. Достаточно велика роль максимальной силы в спринтерском плавании, гребле, конькобежном спорте, некоторых спортивных играх.

    Скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей в максимально короткое время. Решающее влияние скоростная сила оказывает на результаты в спринтерском беге, спринтерском плавании (50 м), велоспорте (трек, спринт и гит на 1000 м с места), конькобежном спринте (500 м), фехтовании, легкоатлетических прыжках, различных видах борьбы, боксе. Скоростную силу следует дифференцировать в зависимости от величины проявлений силы в двигательных действиях, предъявляющих различные требования к скоростно-силовым возможностям спортсмена. Скоростную силу, проявляемую в условиях достаточно больших сопротивлений, принято определять как взрывную силу, а силу, проявляемую в условиях противодействия относительно небольшим и средним сопротивлениям с высокой начальной скоростью, принято считать стартовой силой. Взрывная сила может оказаться решающей при выполнении эффективного старта в спринтерском беге или плавании, а стартовая сила - при выполнении ударов в бадминтоне, боксе, уколов в фехтовании и др.

    Силовая выносливость - это способность длительное время поддерживать достаточно высокие физические нагрузки. Уровень силовой выносливости проявляется в способности спортсмена преодолевать утомление, в достижении большого количества повторений движений или продолжительного приложения силы в условиях противодействия внешнему сопротивлению. Силовая выносливость является одним из важнейших качеств, определяющих результат во многих видах соревнований циклических видов спорта. Велико значение этого качества и в гимнастике, различных видах борьбы, горнолыжном спорте.

    В структуре координационных способностей спортсмена, прежде всего, следует выделять восприятие и анализ собственных движений, наличие образов, динамических, временных и пространственных характеристик движений собственного тела и различных его частей в их сложном взаимодействии, понимание поставленной двигательной задачи, формирование плана и конкретного способа выполнения движения. При всех этих составляющих может быть обеспечена эффективная эффекторная импульсация мышц и мышечных групп, которые необходимо привлечь к высокоэффективному с точки зрения координации выполнению движения. Важным фактором, определяющим уровень координации, является также оперативный контроль характеристик выполняемых движений и обработка его результатов. В этом механизме особую роль играет точность афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также зрительного и вестибулярного анализаторов, эффективность их обработки центральной нервной системой.

    Рассматривая мышечно-суставную чувствительность как важнейшую предпосылку эффективности афферентной импульсации, следует отметить избирательность ее формирования в строгом соответствии со спецификой видов спорта, техническим арсеналом конкретного спортсмена.

    Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти - свойства ЦНС запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости. Важным фактором, предопределяющим уровень координационных способностей, является эффективная внутри- и межмышечная координация. Способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечить оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов, быстрый и эффективный переход от напряжения мышц к их расслаблению присущи квалифицированным спортсменам, отличающимся высоким уровнем координационных способностей.

    Важнейшим элементом координационных способностей спортсмена является совершенство механизма нервно-мышечной передачи импульсов, предусматривающее возможность повышения импульсации мотонейронов, рекрутирование дополнительных мотонейронов - в одних случаях, снижение импульсации мотонейронов, сокращение количества мотонейронов, посылающих импульсы - в других.

    Выносливость - это способность к эффективному выполнению физических нагрузок, преодолевая развивающееся утомление. В самой общей форме утомление характеризуют как обратимое нарушение физиологического и биохимического гомеостаза, которое компенсируется в посленагрузочном периоде.

    Выносливость измеряется временем и напрямую зависит от интенсивности выполняемой нагрузки. Уровень развития выносливости обусловливается энергетическим потенциалом организма спортсменов и его соответствия требованиям вида спорта. Выносливость подразделяют на общую и специальную, тренировочную и соревновательную, локальную, региональную и глобальную, аэробную и анаэробную , алактатную и лактатную, мышечную и вегетативную, сенсорную и эмоциональную, статическую и динамическую, скоростную и силовую. Специфика развития выносливости в виде спорта должна исходить из анализа факторов, ограничивающих уровень проявления этого качества в соревновательной деятельности с учетом требований к регуляторным и исполнительным органам.

    В спортивной физиологии термин "выносливость" включает два отдельных, но взаимосвязанных понятия - мышечную и кардиореспираторную выносливость, значение каждой из которых в различных видах спорта неодинаково.

    Мышечная выносливость особенно характерна для бегунов. Она выражается в способности отдельной мышцы или группы мышц выдерживать нагрузку в течение длительного времени - повторяющуюся (бег) или статическую (тяжелая атлетика, борьба). При этом мышечная деятельность может быть ритмичной или повторяющейся (бокс) или статической (борьба). Мышечная выносливость тесно связана с мышечной силой, анаэробной и аэробной производительностью . Исследовать мышечную выносливость можно как в статике, так и в динамике, используя свободные отягощения и изокинетические приборы в стендовом эксперименте. Показателем статической выносливости является время, в течение которого спортсмен может удерживать определенную массу, и его связывают с абсолютной силой мышц. Показателем динамической выносливости является число повторений, выполненных с определенным сопротивлением за определенное время. Скоростно-силовую выносливость рук оценивают по выполнению пятиминутной предельной мышечной работы. Регистрируемые показатели позволяют рассчитать механическую мощность работы и мощность однократного движения.

    Кардиореспираторная выносливость связана со способностью организма выдерживать длительную циклическую нагрузку и характеризует возможности всего организма в целом. Этот тип выносливости характерен для бегунов, велосипедистов, пловцов, преодолевающих длинные дистанции с относительно высокой скоростью. Кардиореспираторная выносливость зависит от развития и функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем и характеризуется аэробными возможностями организма. При нагрузочном тестировании данного вида выносливости используют непрерывную, ступенеобразно повышающуюся нагрузку без интервалов отдыха, при которой кардиореспираторные показатели достигают устойчивого состояния в каждой ступени. Для проведения тестов в условиях стендового эксперимента используют велоэргометр или тредбан.

    Пробы с фармакологическими маркерами

    С учетом приведенного выше были разработаны пробы с сердечно-сосудистыми препаратами и дана оценка проб, влияющих на кардиореспираторную выносливость (Карпман и соавт., 1983). Эти средства влияют на проводимость (КСl, амилнитрит) импульсов в пучках Гисса, на коронарные сосуды и вегетативную нервную систему (атропин, анаприлин, индерал).

    По принципу фармакологического тестирования указанные пробы принято делить на нагрузочные и пробы выключения. К нагрузочным относят пробы, в которых применяемый фармакологический препарат оказывает стимулирующее действие на исследуемый физиологический или патофизиологический механизм.

    В различных видах спорта выносливость определяют одни и те же физиологические и биохимические механизмы, которые необходимо анализировать при исследовании отдельных видов спортивных нагрузок и влияния на их переносимость различных лекарственных средств. Используемые на практике тестовые процедуры должны обеспечивать оценку показателей выносливости (работоспособности) и биоэнергетических возможностей спортсмена в стандартных условиях лабораторного эксперимента и количественно оценить степень реализации этих показателей в специфических условиях соревнования по отдельным видам спорта. В практике контроля за развитием выносливости спортсменов в настоящее время широкое распространение получили стандартизованные эргометрические испытания , позволяющие получить количественные оценки работоспособности или мощности, аэробных и анаэробных возможностей.

    Наряду с регистрацией эргометрических показателей выносливости важное значение при избирательной оценке отдельных компонентов этого качества имеют прямые измерения биоэнергетических параметров мощности, емкости и эффективности аэробных и анаэробных возможностей. Как известно, функциональные возможности спортсмена зависят в значительной степени от его аэробной и анаэробной производительности. Аэробная производительность определяется целым рядом факторов, которые способствуют, в конечном счете, наиболее быстрой доставке кислорода тканям и его эффективному использованию. Основной показатель эффективности кардиореспираторной системы - максимальное потребление кислорода (МПК или V0 2 max) - наибольшее количество кислорода, которое человек способен потреблять в течение одной минуты или максимальная интенсивность его утилизации в случае предельной изнурительной нагрузки.

    При напряженной мышечной деятельности на определенном этапе наступает несоответствие между потребностью в кислороде работающих мышц и его доставкой . В этих условиях активируются бескислородные (анаэробные) пути энергообеспечения . Накопление недоокисленных продуктов обмена (метаболиты углеводного и липидного обмена) приводит к нарушению кислотно-основного состояния крови, снижению емкости буферных оснований и рН крови. Устранение кислых метаболитов связано с повышенным потреблением кислорода в восстановительном периоде. Эта излишняя, по сравнению с уровнем покоя, величина потребления кислорода называется общим кислородным долгом (КД), поэтому величина КД определяется количеством метаболитов анаэробного обмена. Анаэробная производительность спортсмена зависит как от возможности тканевых систем к энергообразованию в условиях гипоксии, так и от способности спортсмена продолжать работу при критических изменениях рН внутренней среды организма. Из наиболее валидных физиологических и биохимических показателей, служащих оценками мощности, емкости и эффективности аэробных и анаэробных процессов, прежде всего следует указать на прямые измерения МПК , КД, максимума накопления молочной кислоты в крови, наибольшего сдвига рН крови.

    Наряду с понятием «средство и метод» для характеристики факторов, воздействующих на спортсмена в процессе тренировки, пользуются понятием «тренировочная нагрузка». Оно подчёркивает тот очевидный факт, что, выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя. В результате органы и системы организма спортсмена как бы дополнительно «загружаются» и, если нагрузка достаточно высока, наступает утомление.

    - это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем, а также и степень преодолеваемых при этом трудностей.

    Смысл тренировочной нагрузки состоит в том, что, расходуя рабочий потенциал организма и вызывая утомление, она тем самым стимулирует восстановительные процессы, а в результате сопровождается не только восстановлением, но и сверхвосстановлением работоспособности (суперкомпенсацией).

    Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей и тренировочной, и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

    Классификация нагрузок, применяющихся в спорте:

    по характеру - тренировочные и соревновательные; специфические и неспецифические;

    по величине - малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные);

    по направленности - способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей); совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п.;

    по координационной сложности - выполняемые в стереотипных условиях, не требующие значительной мобилизации психических способностей и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

    по психической напряжённости - на более напряжённые и менее напряжённые в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

    Показатели тренировочных и соревновательных нагрузок:

    внешние - суммарный или общий объём работы, соотносящийся по продолжительности воздействия нагрузки к суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или серии упражнений, и выражающийся в часах, километрах, в количествах тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток, комбинаций, элементов, прыжков и т.д.; параметры интенсивности, связанные с величиной прилагаемых усилий, напряжённостью функций и силой воздействия нагрузки в каждый момент упражнения или же степенью концентрации объёма тренировочной работы во времени, в том числе темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств, и т.п.;

    внутренние , характеризующиеся реакциями организма на тренировочную работу во время её выполнения и сразу после её окончания, а также характером и продолжительностью периода восстановления. «Внешние» и «внутренние» показатели нагрузки взаимосвязаны. Увеличение объёма и интенсивности тренировочной работы ведет к увеличению сдвигов в функциональном состоянии разных систем и органов, к развитию и углублению процессов утомления.

    Развивающие, это большие и значительные нагрузки (100 % и 80 %), характеризующиеся высоким воздействием на основные функциональные системы организма и вызывающие значительную степень утомления. Для восстановления организма после таких нагрузок требуется, соответственно 48- 96 и 12-24 ч.

    Поддерживающие (стабилизирующие), к ним относятся средние нагрузки (50-60 % по отношению к большим) и требующие восстановления организма в течение 12-24 ч.

    Восстановительные - малые нагрузки, и организм спортсмена (25-30 % по отношению к большим) требует восстановления не более 6 часов.

    Зоны тренировочных нагрузок на основе ЧСС представлены (Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997).

    1-я зона - аэробная восстановительная . Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140-145 уд/мин. Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

    Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

    2-я зона - аэробная развивающая . Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 160-175 уд/мин.

    Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

    3-я зона - смешанная аэробно-анаэробная . Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180- 185 уд/мин.

    Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5-2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной и силовой выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями. Основные методы - непрерывного и интервального экстенсивного упражнения.

    4-я зона - анаэробно-гликолитическая . Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 180-200 уд/мин. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10-15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

    Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 секунд до 6-10 мин. Основной метод - интервального интенсивного упражнения.

    Динамика нагрузки. Для рационального управления тренировочным процессом важно обеспечить разумное чередование нагрузок по величине, координационной сложности и направленности (Туманян Г.С., 1998):

    • динамика величины нагрузок может возрастать или понижаться линейно, ступенчато, скачкообразно или волнообразно;
    • координационно-сложные упражнения следует чередовать с простыми, легко управляемыми движениями;
    • задания, направленные на повышение технико-тактической подготовленности, надо сочетать с заданиями по другим видам подготовки;
    • специализированные тренировочные задания следует сочетать с такими, которые направлены на решение общеподготовительных задач, и т.п.

    Эти изменения нагрузки происходят в рамках занятия, тренировочного дня, микроцикла, нескольких микроциклов (например, на учебно- тренировочном сборе), мезоцикла, макроцикла и всего тренировочного года. Разумеется, при этом необходимо соблюдать требования регулярности, непрерывности и вариативности нагрузки.

    -- это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем (В.Н.Платонов, 1987).

    -- это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

    Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она является функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содержит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со стороны организма соответствующую функциональную перестройку.

    По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на:

    тренировочные и соревновательные,

    специфические и неспецифические.

    По величине -- на малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные).

    По направленности, нагрузки делятся: -- на способствующие совершенствованию отдельных двигательных качеств или их компонентов, и на совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и т.п..

    По координационной сложности -- на выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, и связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

    По психической напряженности -- на более напряженные и менее напряженные в зависимости от требований, предъявляемых к психическим возможностям спортсменов.

    Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на:

    Развивающие,

    Поддерживающие (стабилизирующие) и

    Восстановительные.

    относятся большие и значительные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48--96 и 24--48 ч.

    К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50--60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

    относятся малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25--30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

    Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован, прежде всего, с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнести (М. А. Годик, 1980):

    специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;

    напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

    величину как количественную меру воздействия упражнения на организм спортсмена.

    Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разделяются на специфические и неспецифические . К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональных систем.

    В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические границы и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировки. Для квалифицированных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики

    1-я зона -- аэробная восстановительная. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140--145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40--70/ от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окислении жиров (50% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными волокнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилизации лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и крови. Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэробного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выполняться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулирует восстановительные процессы, жировой обмен в организме совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

    Нагрузки, направленные на развитие гибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

    Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных видах спорта составляет от 20 до 30%.

    2-я зона -- аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160-- 175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислорода 60--90% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в меньшей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышечными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа "а", которые включаются при выполнении нагрузок у верхней границы зоны -- скорости (мощности) анаэробного порога.

    Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа "а" способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно постепенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

    Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспитание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упражнения.

    Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.

    3-я зона -- смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180--185 уд./мин, лактат в крови до 8--10 ммоль/л, потребление кислорода 80--100% от МПК. Обеспечение энергией происходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мышечными единицами (волокнами). У верхней границы зоны -- критической скорости (мощности), соответствующей МПК, подключаются быстрые мышечные волокна (единицы) типа "б", которые не способны окислять накапливающийся в результате работы лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови (до 8--10 ммоль/л), что рефлекторно вызывает также значительное увеличение легочной вентиляции и образование кислородного долга.

    Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерывном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5--2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обеспечиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическими способностями, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

    4-я зона -- анаэробно-гликолитическая. Ближайший тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лактата в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информативной и находится на уровне 180--200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет углеводов (как с участием кислорода, так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повышению концентрации лактата, легочной вентиляции и кислородного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10--15 мин. Она стимулирует воспитание специальной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

    Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6--10 мин. Основной метод -- интервального интенсивного упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

    5-я зона -- анаэробно-алактатная. Ближний тренировочный эффект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15--20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значительно падает. Верхней границей зоны является максимальная скорость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мышцах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мышечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120--150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле составляет в разных видах спорта от 1 до 5%.

    Классификация тренировочных нагрузок (см. табл. 30) дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направленной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата -- более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше и приведенными в таблице 30. В циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного дозирования нагрузок 3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: "а" и "б". К подзоне "а" относят соревновательные упражнения продолжительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне "б" -- от 10 до 30 мин. Четвертую зону делят на три подзоны: "а", "б" и "в". В подзоне "а" соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне "б" -- от 2 до 5 мин; в подзоне "в" -- от 0,5 до 2 мин.

    Поделиться: