Упражнения для тренинга — «знакомство. Упражнения разминки Психологические упражнения для большой аудитории

СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

ББК 88.5

© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© , иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN -8 © , обложка, 2006

Введение.............................................................................................................................. 7

I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА

1. Здравствуй, уважаемый............................................................................................ 10

2. Коленвал........................................................................................................................ 12

3. Перекличка.................................................................................................................... 14

4. Передай предмет......................................................................................................... 16

5. Пальчики........................................................................................................................ 18

6. Делай раз!!! .................................................................................................................. 20

7. Дальнее плаванье........................................................................................................ 22

8. Все как один.................................................................................................................. 24

9. Мостик............................................................................................................................ 26

10. Построение.................................................................................................................. 28

II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

11. Сигнал......................................................................................................................... 32

12. До десяти..................................................................................................................... 34

13. Мячики......................................................................................................................... 36

14. Сделай другу подарок............................................................................................. 38

15. Поменяйтесь............................................................................................................... 40

16. Землетрясение............................................................................................................ 42

17. Тыр-тыр, пулемет..................................................................................................... 44

18. Угадай мелодию........................................................................................................ 46

19. Интервью.................................................................................................................... 48

20. Однажды в автобусе................................................................................................ 50

21. Имитатор

22. Гражданская оборона

23. Четыре стихии

24. Рыбы, звери, птицы

25. Змейка

26. Персей и медуза Горгона

27. Спящий пират

28. Скульптор

29. Амнезия

30. Типография

31. Карибский кризис

32. Охота на тигра

33. Два лагеря

34. Однажды в Америке

36. Суперскрепка

37. Собери квадрат

38. Паутина и паук

39. Кошки-мышки

40. Стыковка

41. Свято место

42. Развернись

43. Роза? Гвоздика?

44. Телохранитель

45. Виртуальная прогулка

46. Разведчик

47. На рыбалке

48. Кенгуру

49. Самолетик

50. Нравится - не нравится......................................................................................

51. Семерочка.............................................................................................................

52. Первые люди.........................................................................................................

53. Гонки паровозиков..............................................................................................

54. Шире круг..............................................................................................................


55. Королевская битва..............................................................................................

56. Шарик.....................................................................................................................

57. Волна......................................................................................................................

58. Сороконожка........................................................................................................

59. Красавица и чудовище......................................................................................

60. Животные...............................................................................................................

61. Зоопарк...................................................................................................................

62. Кошка, собака......................................................................................................

63. Передай движение..............................................................................................

64. Треуголка...............................................................................................................

65. Охота на лис.........................................................................................................

66. Герои.........................................................................................................................

67. Веселые шарики...................................................................................................

68. Последний стул....................................................................................................

69. Невидимый предмет............................................................................................

70. Лиса и зайцы.........................................................................................................

71. Ловись, рыбка.......................................................................................................

III. РАЗМИНКИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕНИНГА

72. КВН.........................................................................................................................

73. Пожар......................................................................................................................

74. Пожелание себе....................................................................................................

75. Рукопожатие.........................................................................................................

76. Своим путем...........................................................................................................

77. Порадуй соседей.................................................................................................

78. Я тебя люблю........................................................................................................

79. Ты меня уважаешь?.............................................................................................

81. Отражение..............................................................................................................

82. Аплодисменты, аплодисменты........................................................................

83. В тылу врага..........................................................................................................

84. Пары........................................................................................................................

85. Что нас объединяет?...........................................................................................

86. Уникальная походка...........................................................................................

87. Ящерицы.................................................................................................................

88. Дождик....................................................................................................................

IV. РАЗМИНКИ - ЗАРЯДКИ

89. Парад.......................................................................................................................

90. Физзарядка.............................................................................................................

91. Подкова...................................................................................................................

92. Под дождем...........................................................................................................

93. Потягушки..............................................................................................................

94. Гимнастика............................................................................................................

95. Зарядка....................................................................................................................

Литература..................................................................................................................

Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

Введение

Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка - это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-

лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку раз­минок, готовую к применению, мобильную и легкую.

Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.

I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА

1. Здравствуй, уважаемый


Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

Упражнение выполняется по кругу.

«Давайте поприветствуем друг друга . Приветствие обра­щено к вашему соседу справа . Поздоровайтесь с ним : «Здрав­ ствуй , уважаемый (называете имя )! » и сопроводите это ка­ ким - нибудь жестом (прыжок , хлопок , поклон ).

Следующий участник также здоровается со своим соседом справа , повторяет жест , посвященный ему , и добавляет свой . И так по кругу . Новые жесты повторяться не должны» .

Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

2. Коленвал


Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.

Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

«Каждый участник кладет свою правую руку на левое ко­ лено соседа справа , а левую руку - на правое колено соседа слева» .

«Волна пошла по часовой стрелке»

и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же - еще одну, правой рукой против часовой стрелки.

3. Перекличка


Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.

Участники садятся или встают в круг.

«Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до ... (тренер называет число участников ). Условия :

Нельзя называть числа в том порядке , в котором стоите .


Говорить надо по одному .

Называть число может любой из вас .

Если число называют одновременно несколько человек , счет начинается сначала» .

Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.

4. Передай предмет


Эта веселая разминка помогает участникам реализовать твор­ческие наклонности, поднимает настроение, повышает груп­повую динамику.

Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.

Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.

«Ваша задача - передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу . Причем способы передачи повторяться не должны . Если предмет упадет , начинаем сначала» .

Самого оригинального можно наградить аплодис­ментами.

5. Пальчики


Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.

Участники сидят на стульях.

«Теперь я попрошу подняться лишь столько человек , сколь­ ко я покажу пальцев» .

Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.

6. Делай раз!!!


Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько чле­ны коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторите­том.

Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:

«На команду «Делай раз ! » вы должны поднять свои стулья на высоту один метр от пола . Внимание , ваша задача - опу­ стить стулья одновременно» .

Как правило, первый из участников, скомандовав­ший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), яв­ляется лидером-организатором. Если стулья опуска­ются хаотично и неорганизованно, без команды, тре­нер должен снова скомандовать: «Делай раз!»

7. Дальнее плаванье


Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.

Для проведения разминки требуется мячик.

Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

«Представьте себе , что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике . Перед отплытием мы должны погру­ зить в трюм все необходимое для путешествия . Грузить мож­ но все , что угодно , нужные и ненужные предметы и даже ка­ кие - либо понятия , например , такие как «мифология» или «ки­бернетика» . Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи , начинающиеся на одну букву , например : булка , бом­ ба , бегемот . Нужно внимательно следить за погрузкой и не по­вторяться . Тот , у кого мяч , начинает грузить . Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч сле­дующему участнику . Кто затрудняется с определениями или грузит то , что уже погрузили до него , выбывает из игры» .

Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.

8. Все как один


Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.

Тренер выполняет роль ведущего.

«Встаньте , пожалуйста , в круг . Я буду считать до трех . На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке . Я буду повторять счет до тех пор , пока все не станут выкидывать одно число . Договариваться меж­ ду собой нельзя . Итак , начали» .

Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.

9. Мостик

Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.



Для проведения разминки потребуется достаточ­ное количество маркеров.

Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет мар­кер.

«Задача каждой пары - взять этот маркер указательны­ми пальцами правых рук за кончики , поднять , пронести до про­ тивоположной стены и обратно , снова положить на прежнее место . Сделать это нужно , не роняя маркер» .

Можно пустить пары наперегонки или по очере­ди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.

10. Построение


Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.

«Сейчас мы с вами будем строиться . Но это будет не­ обычное построение . Вам придется строиться молча . Вообще запрещено издавать любые звуки . Жесты и мимика позволи­тельны без ограничений . Первое задание - построиться по росту» .

Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

«Следующее условие - построиться по цвету волос , от светлого к темному (процедура повторяется ) » .

II . РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

11. Сигнал


Разминка направлена на развитие внимания, чувства рит­ма, дает мотивацию на командный стиль в работе.

Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль веду­щего. Для начала тренер предлагает группе рассчи­таться по порядку.

«Итак , сейчас мы все - сотрудники секретной службы . Наша задача - передать сигнал по рации от одного к другому так , чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся . Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер , на второй - номер того , кому передаем сигнал , напри­мер : «Первый - пятому» . Пятый подхватывает эстафету : «Пятый - одиннадцатому» и так далее . Служба теряет того из сотрудников , кто замешкался или ошибся . Этот участник выходит из круга . Номера , выбывшие или несуществующие , на­ зывать нельзя» .

Тренер задает темп разминки, постепенно уско­ряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока уча­стники не станут передавать «сигнал» без ошибок.

12. До десяти


Разминка направлена на развитие скорости реак­ции и концентрации внимания.

«Станьте , пожалуйста , все в круг . Я буду ведущим» .

Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он ос­танавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.

«Тот , на кого я указываю , должен показать на пальцах на­званное мной число . Те , кто стоит справа , показывают по оче­реди , также на пальцах , остальные числа до десяти по возра­стающей . Тот , кто ошибется или замешкается , становится ведущим» .

Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя уча­стников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.

13. Мячики


Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и вни­мание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тре­нингов.

Для проведения требуются 3-5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).

«Наша задача - перебрасывать друг другу мячики таким образом , чтобы ни один мячик не упал на пол . Готовы ? Начали» .

Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.

«Каждый из вас должен запомнить двух человек : того , от кого он получает мяч , и того , кому бросает . Давайте подума­ем : как сделать , чтобы участвовали все ? »

«Теперь поменяйтесь местами в произвольном порядке . Но бросать мячи вы должны тем же людям , что и в прошлый раз» .

Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже за­помнили, кому они перебрасывают и от кого полу­чают мячики.

14. Сделай другу подарок


Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.

«Посмотрите на своего соседа справа и подумайте , что вы ему подарите . Дарить можно что угодно : от телевизора до огромного счастья . Когда придумаете , не произносите вслух» .

Убедитесь, что все участники определились с по­дарками.

«А теперь подарите свои подарки тем , кому они предна­ значены , но это надо сделать без слов , молча . Если ваш оппо­ нент догадался , что вы ему дарите , значит , он принимает ваш подарок и сопровождает это эмоциональным возгласом : «Ва - у» ! »

Тренер должен сам задать «формат» ответной ре­акции: либо это эмоциональный возглас, либо ка­кое-то физическое движение.

15. Поменяйтесь


Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.

Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) уби­рает свой стул.

«Поменяйтесь местами те , у кого .... »

Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.

«Те из вас , у кого есть этот предмет , должны поменяться местами . Ведущий должен успеть сесть на свободный стул , а кому стул не достался , становится ведущим . Если у вас есть указанный предмет , вы обязаны пересесть на другое место . Новый ведущий повторяет : «Поменяйтесь местами те , у кого ... »

Если тренинг не корпоративный, а сборный, то перед тем как начать его проведение, необходимо не только познакомить участников, но и максимально разрядить атмосферу. Именно для этого и существуют разминки для тренинга. Кроме этого с помощью таких упражнений можно «успокоить» группу после какого-то активного упражнения или же, наоборот, активизировать участников, преодолеть их пассивность. Перед тем, как проводить разминку нужно пояснить участникам группы цели предстоящего упражнения. Например: а сейчас мы с вами для того, чтобы ближе познакомиться/настроиться на работу/взбодриться выполним … и затем уже давать инструкции, как нужно действовать. Рассмотрим самые популярные и интересные из разминок для тренингов.

1. «Обаятельная Ольга».

Тренер просит придумать адекватный эпитет, характеризующий участника с его самой сильной стороны. Обязательно должно выполнятся одно условие: имя участника и эпитет, выбранный им, должны начинаться на одну и ту же букву. Дальше разминку можно проводить либо способом «снежного кома», либо «стежок назад иголку». При проведении разминки с помощью «снежного кома» участник повторяет все то, что было сказано предыдущими людьми и только потом называет себя. Этот способ рекомендуется применять, если группа не очень большая. Поскольку труднее всего последнему участнику, то уместно, чтобы последним выступил тренер. При этом имена участников не рекомендуется записывать. Это поможет лучше запомнить имена друг друга. Если же количество участников достаточно высоко, то выполнение разминки способом «стежок назад иголку» подразумевает, что каждый следующий игрок повторяет только то, что сказал предыдущий человек. Во время исполнения упражнения тренер может спрашивать: «А это кто?», и группа называет этого человека. Так за время пока все представятся, каждое имя должно быть повторено хором раз.

2. «Почему и для чего».

Это разминочное упражнение поможет тренеру понять цели пришедших к нему людей и на какой временной период они нацелены: на прошлый опыт или же на будущее. Для этого задаются вопросы: почему вы пришли на тренинг и что вы хотите получить от тренинга. На первый взгляд может показаться, что эти вопросы одинаковы, тем не менее, несмотря на всю их похожесть, первый обращен к прошлому опыту участника, а второй показывает будущие цели. Каждый отвечающий должен назвать свое имя и ответить на один или оба вопроса. Тренер задает эти вопросы, не делая акцент ни на одном из них, но обращает внимание, на какой вопрос отвечает участник. В дальнейшем он может использовать эту информацию как диагностический критерий. Есть еще два вопроса, они будут особенно полезны, если тренинг проводится для менеджеров по продажам. Ответы на них помогут определить на что ориентирован человек - на результат или на процесс: «Чего вы ожидаете от тренинга, каким он по вашему должен быть?» и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?»

3. «Найди меня».

Суть этого упражнения заключается в следующем. Тренер предлагает внимательно осмотреть друг друга, переходя от участника к участнику, а после этого ставит задание собраться в группы по какому-то определенному признаку. Например: объединитесь в те, у кого зеленые глаза, кто одет в джинсы, кто носит украшения и т.д. Данное упражнение будет полезно как для групп, участники которых знакомы между собой, так и для тех, кто видит друг друга впервые. В первом случае можно группировать по хобби, знанию иностранных языков и т.д.

4. «Взаимные презентации».

Для того, чтобы выполнить это упражнение нужно, чтобы участники группы объединились в пары и как можно подробнее расспросили своего партнера о следующих моментах: какие результаты он ожидает получить от принятия участия в этом тренинге, какие качества он ценит в самом себе, чем он гордится, что умеет делать лучше всего и что вас объединяет. После этого один из пары садится на стул, второй становится у него ха спиной, положив при этом руки ему на плечи и рассказывает о нем от первого лица, играя его. Затем каждый из членов группы может задать вопрос, на который тоже должен дать ответ стоящий. После выполнения упражнения участники обсуждают что они испытывали, какие эмоции ощущали. Задачи тренера заключаются в том, чтобы регламентировать время, которое отводится для интервью и для презентации, проговорить чувства, которые испытывали участники, когда партнер говорил от их имени, правильно ли он угадал ответы на вопросы, получилось ли у него стать их двойником.

5. «Блудный заяц».

Данная разминка для тренинга будет очень полезной, если надо встряхнуть группу и настроить ее на серьезную работу. Можно также использовать в качестве знакомства, как второй этап. Выбирается человек, который будет водящий. Все остальные участники группы сидят на стульях. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого …» и называет какой угодно признак, который есть у нескольких участников группы. Участники, у которых есть названный признак должны поменяться местами, а водящий должен сесть на один из свободных стульев, пока участники меняются. Тот член группы, который не успел сесть на стул, становится водящим. Запрещается оставаться на месте, если у вас есть названный признак, по которому меняются.

6. «Восточный базар».


Данное упражнение помогает разогреть группу, прокачивает навыки переговоров и убеждения, а поэтому особенно эффективно будет для менеджеров по продажам и работе с клиентами. Тренер напоминает членам группы картину восточного базара, спрашивает об ассоциациях, которые возникают при воспоминании о нем. Предлагает совершить воображаемое путешествие на такой базар, для этого раздает всем участникам группы по листу бумаги, просит согнуть по горизонтали и разорвать на две половинки, после этого с каждой половинкой проделать точно такую же операцию и потом с каждой четвертинкой сделать точно так же. Затем на каждой восьмушке написать свое имя крупными понятными буквами написать свое имя и фамилию, полученную записку сложить несколько раз так, чтобы текст оказался внутри. Тренер собирает все записки и складывает их в одном месте, тщательно перемешивая. Каждый из группы подходит к запискам и выбирает восемь бумажек, с которыми он и отправляется на восточный базар. Задание каждого участника на протяжении 5 минут найти и купить все восемь записок, где написано его имя. Можно уговаривать, меняться, спорить. Первые три участника, которые подойдут к тренеру с собранными записками со своим именем - победители. Для того, чтобы поддержать соответствующую накаленную атмосферу, тренер напоминает членам группы, сколько времени осталось до закрытия базара.

7. «Следующий».

Данная разминка для тренинга хорошо активизирует участников, настраивает их на рабочий лад и концентрирует внимание. Все члены группы становятся в круг. Тренер объясняет, что сейчас они поиграют в игру, будут бросать мяч и называть число от 1 до 20. Участник, который поймал мяч, должен назвать число, на единицу больше названного. Затем бросает мяч следующему участнику, называя свое число. Нельзя называть число, на единицу больше названного числа. Сначала это вызывает трудность, тем не менее очень эффективно формирует сосредоточенность при активных видах деятельности и развивает концентрацию внимания при его переключении.

8. «Пальцы».

Объедините участников группы в пары. Объясните, что по вашему сигналу они должны будут показать любое количество пальцев на двух руках. Партнерам необходимо внимательно посмотреть друг на друга и на следующий раз, не договариваясь показать одинаковое количество пальцев. Продолжайте упражнение до тех пор, пока все пары участников не покажут одинаковое количество пальцев.

9. «Сантики - фантики - лимпопо ».

Данная разминка относиться к разряду упражнений, которые заряжают группу позитивной энергией и позволяет подвигаться. Прежде всего нужно выбрать того, кто будет водить, пускай это будет доброволец. Он выходит за дверь, в это время все остальные члены группы становятся в круг и выбирают ведущего. После этого все начинают хлопать в ладоши вместе и повторяют: « Сантики -фантики - лимпопо ». Тот, кто водит, возвращается в комнату, его задание - понять, кто ведущий. Он становится в центр круга и наблюдает за участниками. Ведущий же в это время должен добавить какое-то движении к хлопкам и словам (кивок головой, например), а вся группа повторить за ним. Задача заключается в том, чтобы вся группа меняла движения, но так, чтобы нельзя было догадаться кто ведущий. Когда водящий правильно угадывает ведущего, он присоединяется к остальным участникам, а ведущий становится водящим. Нужно помнить, что хлопанье в ладоши и слова « Сантики - фантики - лимпопо » повторяются на протяжении всей игры, а остальные движения лишь добавляются к ним. Данное упражнение развивает внимательность и наблюдательность.

Как видим все упражнения несут в себе позитивны настрой и тренируют различные качества, что делает их незаменимыми для проведения тренингов. Ведь важно помнить, что игровая форма была и остается самой эффективной для обучения и внесения соответствующего настроя в группу. Разминки, несомненно, сближают членов группы, позволяют им раскрыться и более успешно взаимодействовать между собой. Их можно использовать на различных этапах тренинга, в начале к большинству из них можно добавить первый этап, где предполагается знакомство по имени участников друг с другом, а потом проводить любую из них. Также очень удачно можно использовать эти разминки для тренингов, когда группа устала или вернулась с обеда слишком расслабленной.


4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы

Энергизаторы позволяют тренеру решить ряд задач, помогая:

Быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками и ориентировка;

Сплотить группу;

Вовлечь участников в действие, повысить общую активность;

Снять напряженность и усталость;

Переключиться с одной темы или ситуации на другую;

Создать «мостик» для перехода к проработке новой темы на тренинге;

Создать атмосферу открытости и сотрудничества;

Сформировать малые группы для последующей работы на тренинге.

Есть очень много различных игр и игровых упражнений для группы, которые можно использовать в качестве энергизаторов. Выбирая из них те, которые вы включите в свой «багаж» бизнес-тренера, руководствуйтесь следующими основными критериями:

Энергизатор должен нравиться, быть комфортным для самого тренера . Не стоит проводить игры, в эффективности которых вы сами не уверены;

динамичной , соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников. Игры, основанные на соревновании, следует использовать осторожно, чтобы не навредить групповой динамике;

Энергизатор должен быть интересен участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;

Энергизатор должен быть позитивным , не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;

Энергизатор должен вовлекать всех участников . Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;

Энергизатор должен быть коротким , обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;

Игра-энергизатор должна быть доступной для всех участников. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения (например, не любят игры, в которых необходимо находиться близко или прикасаться друг к другу). Арсенал тренера должен позволить выбрать энергизатор, не ущемляющий ни одного из участников;

Энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;

По возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием тренинга , чтобы использовать их для перехода к следующей теме.

Проводя энергизатор, тренер сам должен быть энергичным и стараться, чтобы игра шла динамично.

Тренер может столкнуться с ситуацией, когда группа или некоторые участники не хотят по тем или иным причинам участвовать в энергизаторах. В этом случае важно не навязывать необходимость игры. В зависимости от причин тренер может либо использовать другой тип энергизаторов, либо решать задачи формирования групповой динамики и энергизации участников другими инструментами. Например, изменить методы проведения тренинга так, чтобы после перерыва использовать не мини-лекцию и даже не обсуждение, а более активный метод, например ролевую игру.

Примеры упражнений-энергизаторов.

«Самурай, принцесса и дракон». Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Тренер объясняет, что это две команды, игра идет до трех побед одной из команд или максимум пяти раундов (если много «ничьих»). Тренер рассказывает, что, как и любая японская игра, эта игра театрализована и в ней есть три фигуры («самурай», «принцесса», «дракон»), которые надо запомнить. Он показывает участникам, как изображаются фигуры, и просит повторить (для изображения фигур могут быть использованы различные позы и жесты). Он поясняет, что игра проходит в несколько раундов, перед каждым из них участники команд будут совещаться между собой и выбирать одну из фигур («самурай», «принцесса» или «дракон») для показа. Затем участники встанут в две шеренги и одновременно, по команде тренера, покажут ту фигуру, которую планировали. Если в одной из групп участники покажут разные фигуры – значит, команда проиграла в данном раунде, поскольку не смогла договориться. Иначе выигрывает та команда, которая показала более сильную фигуру. Все фигуры находятся в определенных отношениях друг к другу: «самурай» побеждает «дракона», «дракон» – «принцессу», а «принцесса» – «самурая».

«Встаньте те, кто…». Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

«Фруктовый салат». Упражнение, аналогичное предыдущему. Разница состоит в том, что участники изначально рассчитываются (делятся) на «яблоки», «бананы», «апельсины». Ведущий может назвать один из фруктов, например «яблоки» (тогда «яблоки» меняются местами), или сказать «фруктовый салат» – тогда все участники меняются местами. Как и в предыдущей игре, одного стула не хватает и тот, кто не успел сесть, становится следующим ведущим.

«Хвост дракона». Участники встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», первая половина участников помогает «голове», вторая – «хвосту». Цепочка не размыкается, в процессе игры все участники продолжают держать впереди стоящего за талию.

«Люди-домики». Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий (он меняется или весь энергизатор ведет тренер) может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.

«Броуновское движение». Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.

«Дотронься до…». Ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.

«Плечом к плечу». Ведущий (начинает тренер, затем ведущий может меняться) называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.

«Ловим палец». Участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.

«Разминка». Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.

«Электрическая цепь». Участники образуют две команды и встают в шеренгу друг напротив друга («стенка на стенку»). Все члены каждой из команд держатся за руки, образуя «электрическую цепь». На равном расстоянии от крайних участников ставится маркер или другой предмет, который легко схватить рукой. Все участники, кроме первых в цепочке и крайних, закрывают глаза. Крайние в цепочке смотрят друг другу в глаза. В это время тренер-ведущий подбрасывает монету, ловит ее и показывает одновременно первым участникам. Их задача: если выпадает «орел» – запустить сигнал по цепи своей команды, пожав руку соседу; если «решка» – ничего не делать. Задача остальных участников – получив сигнал, максимально быстро передать его дальше по цепочке, пожав руку своему соседу. Если сигнал доходит до крайних игроков в каждой из команд, они должны схватить маркер. Выигрывает команда, которая первая схватит маркер. В случае запуска ложного сигнала (когда выпала «решка») команда, допустившая это, проигрывает. Игра включает несколько раундов.

«Льдинка». Тренер расстилает на полу лист флипчарта и просит участников группы встать на него так, чтобы все уместились. Затем он раунд за раундом постепенно складывает лист, уменьшая площадь, на которой должна уместиться вся тренинговая группа.

«Сколько ног?» Тренер последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание тренера начинается с количества ног n /2, где n – число участников в тренинговой группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Существуют варианты, когда на группу в 15–20 человек на полу остается всего две ноги.

«Распутай клубок». Участники группы встают в круг, все вытягивают обе руки вперед, закрывают глаза, идут к центру круга. Сближаясь друг с другом, каждый находит чью-то руку. После того как все участники «переплелись», схватив чьи-то руки, они открывают глаза и должны не размыкая рук распутаться.

«Хвост ослика Иа». Участники в парах (тройках) держатся, обнимая друг друга за талию, у одного из них прикреплен «хвостик» из бумаги или веревки. Задача каждой из мини-команд – сорвать «хвостик» другой команды. Если он сорван, команда прикрепляет себе новый и продолжает игру. Побеждает команда, собравшая больше всего «хвостиков».

В качестве энергизаторов могут выступать логические и интеллектуальные задачи , а также упражнения на координацию.

Участники встают в круг или сидят в кругу. Все по очереди последовательно называют числа начиная с единицы. Участник, на чью очередь приходится задача назвать число, содержащее цифру или число, делящееся на три, должен молча хлопнуть в ладоши. Если кто-то ошибся – счет начинается сначала.

Задача – соединить все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки:

Задача «Узники». Четырех узников закопали по шею в землю (см. рисунок ниже). У каждого из них на голове колпак, причем у двух черного цвета, у двух других – белого. И узники знают об этом. Каждый из них не может смотреть по сторонам: первый и второй видят только стену, третий – второго, четвертый – третьего и второго. Узникам поставили условие: каждый из них может назвать цвет своего колпака. Если он угадает – всех отпустят, если нет – всем отрубят голову. Какой узник смог уверенно назвать цвет своего колпака и спасти остальных?

Упражнение на координацию «Грека». Участники встают в круг, и тренер просит их произнести вслух хором известную скороговорку: «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап». Далее тренер просит еще раз повторить скороговорку, но слово «грека» заменяется определенным движением или жестом. В следующий раз участники повторяют скороговорку, и уже два слова заменяются разными движениями – «грека» и «рука». В третий раз движениями заменяются три слова – «грека», «река», «рука». Тренер участвует в упражнении, демонстрируя движения и помогая группе.

Примеры упражнений-энергизаторов, которые могут быть связаны с содержанием тренинга.

«Армрестлинг» – энергизатор для тренинга по разрешению конфликтов. Участники делятся на пары, участники в паре встают боком друг к другу и берут одной рукой руку другого. Инструкция звучит следующим образом: «Задача каждого участника – выиграть, набрав как можно больше очков. Очки олицетворяют нечто очень важное для каждого, поэтому чем их больше, тем лучше». Сама игра длится 10 секунд. В течение этого времени, если одному из игроков удается притянуть руку другого к себе, он получает одно очко. После игры тренер может обсуждать стратегию поведения в конфликте: почему одни выбрали борьбу, другие уступили, а третьи договорились и, реализуя стратегию сотрудничества, стали быстро перемещать руки друг к другу, набирая очки.

«Паровозы» – энергизатор для тренинга по менеджменту. Участники по трое встают «паровозиком», держа впереди стоящего за талию. Все закрывают глаза, кроме последних в шеренге. Далее «паровозики», следуя командам тренера, начинают перемещаться по помещению. Команды в каждом из «паровозиков» отдаются последним, «зрячим» участником посредством сигнализации среднему руками на талии, который также руками на талии первого участника передает ему сигналы, куда двигаться. Через некоторое время участники меняются местами. Желательно, чтобы каждый побыл в трех ролях – «зрячего», первого и среднего. Участники могут рассказать, в какой роли им было легче и почему, обсудить, как себя чувствуют сотрудники, находящиеся «на передовой», не до конца понимающие задачи и уверенные в правильности распоряжений вышестоящего руководства, подчеркнуть важность доверия к руководству.

«Прыжки» – энергизатор на командное взаимодействие и учет интересов других членов команды. Участники встают в две шеренги, тренер разворачивает некоторых людей в каждой из групп в разные стороны. По хлопку тренера каждый из участников обязательно делает поворот на 90 градусов влево или вправо либо поворот на 180 градусов, на месте оставаться нельзя. Задача обеим шеренгам – встать лицом друг к другу. Выигрывает та из команд, которая первая выстроится в шеренгу лицом к другой. Игровая интрига состоит в том, что тренер разворачивает только часть участников, остальные на момент начала игры остаются стоять в шеренге «как надо», лицом к другой команде. Если участники думают только о себе, воспринимая задачу индивидуально, то они стараются сразу повернуться лицом внутрь шеренги, как требуется, а другие вынуждены отворачиваться. Игра продолжается до тех пор, пока участники не осознают необходимость думать не только о том, как каждый из них может выполнить задачу, но и о том, как всем вместе ее решить.

В качестве разминки, а также для тренинга сензитивности и невербального общения можно использовать психогимнастические упражнения (пантомимические):

Упражнение 1. «Броуновское движение»

Все члены группы располагаются в комнате, стоя на некотором расстоянии друг от друга.

Стулья отодвигаются в сторону. Всем предлагается закрыть глаза и представить себя атомами. По команде тренера атомы начинают хаотично двигаться по комнате с закрытыми глазами. Через некоторое время тренер дает команду остановиться и объединиться в молекулы по два, или по три, или по четыре атома. Все участники должны объединиться в молекулы, открыв глаза, с теми, кто оказался поблизости. Так делают несколько раз, меняя количество атомов в молекуле.

Упражнение рассчитано на невербальное общение, при этом используется тактильная чувствительность, что существенно сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом. Выполнение упражнения обычно не обсуждается.

Упражнение 2. «Рукопожатие»

Обычно в начале тренинга членам группы предлагается пожать руки как можно большему количеству людей за ограниченное и фиксированное тренером время.

Упражнение оживляет членов группы, несколько раскрепощает за счет тактильных контактов друг с другом. Соревновательный характер упражнения вносит элемент напряжения, возбуждения.

Упражнение не обсуждается, тренер лишь спрашивает, кто сколько рукопожатий успел сделать, может выделить чемпиона.

Упражнение 3. «Глаза»

Тема. Внимание, медитация, сплочение, контакт.

Цель. Концентрация внимания, контакт. Миф: глаза - зеркало души.

Этапы проведения и инструкции. Участники разбиваются на пары и рассаживаются друг против друга на стулья так, чтобы соприкасаться коленями. Им предлагается смотреть в глаза от команды «начали» до «стоп». Затем они в парах обсуждают свои впечатления.

Варианты. Основным пунктом вариации здесь является инструкция: удерживать внимание, почувствовать взгляд, ощутить партнера, фиксировать свои переживания и т. д. В качестве технических указаний можно дополнить инструкцию согласованными дыхательными движениями и стремлением увидеть оба глаза одновременно.

Комментарии. Это упражнение часто вызывает сопротивление, выражающееся в смехе или уходе в техническую сторону дела. Ведущий должен быть бдительным, чтобы суметь использовать этот смех желательным образом. Обсуждение переживаний в парах влечет установление определенных контактов. При исполнении упражнения может возникать особое восприятие «дымящегося» взгляда. Иногда бывают совпадения мыслей, чувств и их динамики.

Упражнение 4. «Зеркало»

Группа разбивается на пары. Пары становятся друг против друга. Можно рассчитать всех на «первый-второй». «Первые» являются зеркалами, а «вторые» будут делать что-то у зеркала. Упражнение лучше выполнять по очереди: пара за парой, остальные наблюдают, стоя рядом. Упражнение делается без слов, оно рассчитано только на невербальные средства общения.

Тренер и остальные члены группы следят за тем, насколько точно «зеркало» копировало движения того члена группы, который делал что-либо у зеркала.

Потом участники меняются ролями.

Обычно выполнение упражнения не обсуждается. Упражнение развивает внимание, наблюдательность, координацию движений.

Упражнение 5. «Стекло»

Группа разбивается на пары. Всем предлагается представить, что между парами находится звуконепроницаемое стекло. Задача одних - договориться о чем-то со стоящим за стеклом. Поскольку он ничего не слышит, договариваться нужно используя жесты, мимику. Стоящий за стеклом в случае непонимания тоже должен отреагировать невербально. Пары выполняют упражнение по очереди. Остальные наблюдают. После завершения упражнения каждой парой того, кто стоял за стеклом, тренер спрашивает, что он понял. Затем спрашивают того, кто передавал сообщение, что он хотел передать. Сравнивают эти сообщения. Смотрят, где произошел сбой. Затем роли в парах меняются.

Тренер может подвести итог: у кого хорошо получилось упражнение, а у кого коммуникация была искаженной, неточной.

Упражнение позволяет осознать способность каждого использовать невербальные средства общения, корректировать свои действия после получения обратной связи от других членов группы. Развивает внимание к невербальным проявлениям у тех, кто наблюдает за выполнением упражнения другими парами.

Упражнение 6. «Мост»

Участники разбиваются на пары. Тренер предлагает им представить, что в определенном месте, посередине комнаты протекает горная река через горное ущелье. Через реку перекинут подвесной качающийся мостик. «Первые» стоят по одну сторону реки, «вторые» - по другую. Нужно договориться и тем или иным образом перейти мост. Говорить бесполезно, река очень шумная, голоса не слышно. Мостик очень узкий, практически рассчитан на одного человека.

Упражнение дает возможность осознать многовариантность поведения человека в одной и той же ситуации. Каждый видит, на-

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

сколько успешно ему удается договориться, используя язык невербального общения.

В тренинге коммуникативных навыков упражнение лучше не обсуждать. Разминочные упражнения направлены на пробуждение интереса к невербальному общению, мотивации к развитию способности использовать язык невербального общения; на осознание своей несовершенности в использовании этого языка.

В случае, если тренер ориентирован на тренинг личностного роста, выполнение упражнения дает много информации о поведении членов группы, которое обсуждается по завершении упражнения.

Упражнение 7. «Мотивированная ходьба»

Члены группы стают в круг и начинают двигаться по кругу в одном направлении. Потом тренер дает инструкцию: «Представьте, что идет дождь».

Участники без слов изображают, как они идут под дождем. Через некоторое время тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что дует сильный, холодный ветер прямо в лицо». Через определенное время: «Светит солнце, жарко; в определенном месте большая лужа (ее нужно перепрыгнуть); «Вы идете по воде, по горячему песку, по скошенной траве, по снегу, по шишкам; спешите на работу, возвращаетесь с работы; идете к зубному врачу и т. д. и т. п.»

Упражнение раскрепощает, дает возможность активировать невербальные компоненты общения. Участники тренинга настраиваются на определенную форму и тематику дальнейшей работы.

Выполнение упражнения не обсуждается, оно носит разминоч-ный характер.

Упражнение 8. «Анабиоз»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры)

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, состоит в том, чтобы вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права прика-

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

саться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, - это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональный проявления. Реаниматоры ходят по кругу и меняют замороженных.

Упражнение можно выполнять по очереди или всем вместе. Смотрят, кто дольше всех продержался в «замороженном» состоянии, то есть кого труднее всего было вывести из замороженного состояния и кому труднее было заразить эмоциональным состоянием; кто быстрее всех «разморозил». Делаются выводы относительно того, что помогало.

Упражнение 9. «На страже»

(Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)

Группа делится на две части так, чтобы в одной подгруппе было на одного человека меньше. Стулья расставляются по кругу, и одна подгруппа садится на них, при этом один стул остается свободным. Члены второй подгруппы встают за стульями. Задача того, кто стоит за пустым стулом, переманить к себе любого члена группы из тех, которые сидят на стульях. Делать это нужно осторожно и незаметно для того, кто стоит за стулом интересующего человека. Задача стоящих за стульями участников игры «сторожить» тех, кто сидит на их стуле. Как только они замечают, что водящий член группы пытается договориться с их «подопечным», нужно быстро положить свои руки ему на плечи, тем самым удерживая его на месте. Задача сидящих на стуле незаметно и быстро «сбежать» от стражника, пока он не успел схватить за плечи.

Игра проводится без слов, требует предельного внимания от тех, кто на страже, быстроты, понимания невербальных сообщений того, кто водит, сидящими на стульях. Следующим водит тот человек, чей «подопечный» сбежал из-под «стражи», то есть теперь он должен переманивать кого-нибудь из сидящих на стульях к себе на пустой стул.

Упражнение 10. «Комплимент»

Все встают в круг. Тренер предлагает, бросая мяч любому из группы, обратиться к нему по имени и сказать ему что-то приятное. Сам

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

тренер может быть первым и дальше продолжает участвовать в упражнении. Это позволяет задавать модель. Если возникают паузы, это не означает, что нужно сразу прекращать упражнение. Обычно игра имеет свою динамику. Сначала говорят довольно поверхностные, банальные фразы друг другу, но постепенно обращение и высказывания трансформируются в передачу позитивной обратной связи друг другу и начинают носить личный характер.

Поделиться: