Особенности лыжной тренировки в биатлоне. Чем заняты лыжники или биатлонисты в межсезонье

Направленность на высшие достижения - главная закономерность тренировочного процесса в любой спортивной специализации. Тренер должен реально учитывать возможности своих спортсменов, их индивидуальные способности в гонке и стрельбе, применяя наиболее эффективные средства и методы повышения подготовленности биатлонистов в слагаемых этого вида спорта.

В тренировочном процессе должна осуществляться всесторонняя подготовка биатлонистов, так как общая физическая подготовка создаёт фундамент, основу для специальной. Нельзя, например, в достаточной мере развить такие качества, как специальная, скоростная и силовая выносливость, столь необходимые спортсмену биатлонисту для совершенствования специальной лыжной подготовки, если отсутствует разностороннее развитие силы, выносливости, быстроты. Также невозможно в совершенстве овладеть специфичными для биатлониста навыками в стрельбе: скорострельностью, стрельбой после физической нагрузки, в сложных метеорологических условиях и т.д., - если отсутствует достаточная стрелковая подготовка.

Некоторые тренера по биатлону пренебрегают единством общей и специальной подготовки спортсмена, понимая специализацию как натаскивание в ограниченном количестве упражнений, специфичных лишь для биатлона: кроссовая подготовка (в бесснежное время), лыжная (зимой), выполнение стрелковых упражнений биатлона в различных вариантах. Что приводит раннему сходу спортсмена со спортивной арены. Соотношение же общей и специальной подготовки должно быть оптимальным и изменяться в зависимости от уровня тренированности спортсмена и периода тренировки.

Чем выше уровень тренированности спортсмена, тем больший удельный вес в его занятиях имеет специальная подготовка.

Тренирующий эффект занятий будет во многом зависеть также и от оптимального соотношения и сочетания занятий по специальной стрелковой и лыжной подготовке и комплексной тренировки. Большое значение при построении тренировок имеет постепенное увеличение нагрузок, обеспечивающее соответствие между функциональными возможностями организма спортсмена и предъявляемыми к нему требованиями. В процессе тренировок не следует усложнять условия выполнения задания в специально стрелковой и лыжной подготовке, повышая скорострельность за счёт увеличения темпа стрельбы, а также увеличивая объём и интенсивность нагрузки перед стрельбой, если спортсмен не достиг удовлетворительных результатов на предыдущих занятиях. Высокий уровень требований, предъявляемых к функциональным и приспособительным возможностям спортсмена, вызывает необходимость в волнообразном повышении нагрузок. Перепад нагрузок в малых циклах тренировки вызван необходимостью регуляции процессов утомления и восстановления, а на этапах и в периодах тренировки - запаздыванием организма спортсмена к большому объёму выполненной работы. Этим достигаются полноценное восстановление работоспособности и рост тренированности спортсмена.

Соревнования по биатлону характеризуются следующими особенностями:

1. Соединение в одном соревновании двух различных по основным двигательным навыкам и физическим качествам видов спорта, взаимно отрицательно влияющих друг на друга.

2. Усложнение условий гонки на лыжах и стрельбы.

В соревнованиях по биатлону лыжная гонка усложняется переноской оружия и боеприпасов, произвольным изменением интенсивности передвижения (при переходе от гонки к стрельбе и наоборот), а также некоторыми изменениями в технике передвижения.

Стрельбу приходится выполнять при значительно учащённом дыхании и сердцебиении, повышенном треморе отдельных мышц, в непродолжительное время и подчас в сложных метеорологических условиях.

Каждому этапу круглогодичной тренировки свойственна своя направленность занятий, на них решаются определённые задачи, преследующие общую цель - повышение уровня тренированности спортсмена, приобретение спортивной формы, сохранение её в период основных соревнований. Поэтому удельный вес видов специальной подготовки биатлонистов на каждом этапе будет различным, в зависимости от их значимости в решении поставленных задач.

При построении занятий необходимо также учитывать индивидуальную подготовленность спортсменов в отдельных слагаемых биатлона. Для этого используются различные средства и методические приёмы:

Акцентирование внимания на слабой стороне подготовки в плановых тренировочных занятиях;

Индивидуальные самостоятельные или внеплановые занятия под наблюдением тренера;

Увеличение удельного веса занятий в отстающем виде подготовки на летнем этапе подготовительного периода.

Основными средствами спортивной тренировки, используемыми на каждом этапе круглогодичного цикла, являются физические упражнения, которые по преимущественному решению тех или иных задач подразделяются следующим образом: 1) соревновательные (основные); 2) специально-подготовительные и 3) общеподготовительные упражнения.

Основными соревновательными упражнениями являются все способы передвижения на лыжах с оружием и без оружия, стрельба после прохождения отрезков дистанции в соответствии с условиями соревнований (в комплексных тренировках).

К специально-подготовительным упражнениям относятся передвижения на лыжероллерах, имитационные упражнения с лыжными палками и без палок в подъёме, стрельба в упражнениях биатлона в спокойном состоянии и после нагрузки.

К общеподготовительным относятся различные упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и других качеств. Для повышения общей подготовки используются вспомогательные виды спорта: плавание, лёгкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивно-пулевая стрельба, гребля.

Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на организм и отражали специфику биатлона:

Для развития силы - упражнения с отягощениями, со штангой, метания и толкания различного рода тяжестей и др.;

Для развития быстроты движений и двигательной реакции - бег на короткие и средние дистанции, различные ускорения, спортивные игры;

Для развития ловкости и координации движений - гимнастика на снарядах, акробатика, спортивные игры, упражнения в равновесии и на подвижных предметах, прыжки в воду, подводное плавание и др.;

Для совершенствования техники меткого выстрела - спортивно-пулевая стрельба из малокалиберного и пневматического оружия;

Для развития силовой выносливости - гребля, рубка и пилка дров и различного рода трудовые процессы.

Деление тренировочного процесса на строго определённые периоды обусловлено закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарём соревнований. Спортивная форма с педагогической точки зрения представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена - физической, психической, спортивно-технической и тактической. Периоды тренировок - это последовательные этапы управления развитием спортивной формы. Годовой план принято разделять на следующие периоды:

1. Подготовительный. Его основная задача заключается в создании предпосылок для приобретения спортивной формы и её становления.

2. Соревновательный. Тренировки в этот период направлены на сохранение достигнутой спортивной формы и её реализацию в соревнованиях.

3. Переходный. Период активного отдыха занимающихся. Его цель создать предпосылки для повышения уровня работоспособности спортсменов на следующем этапе круглогодичной тренировки.

Переходный период.

В данном периоде (апрель) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершаются длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями, усиливаются в сторону ассимиляции обменные процессы. Основная особенность этого периода - спад нагрузки, как по объёму, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. В данном периоде решаются следующие задачи:

Совершенствование техники передвижения на лыжах (если есть снег); устраняются те ошибки в элементах техники, которые на предыдущих тренировках;

Совершенствование отдельных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости);

Совершенствование техники стрельбы.

Основными средствами на данном этапе являются передвижения на лыжах, общеразвивающие физические упражнения, вспомогательные виды спорта; применяются как в плановых занятиях, так и индивидуально.

Методы тренировки - равномерный и переменный. Плановые тренировки продолжительностью 2 - 2,5 часа проводятся не более трёх раз в неделю.

Современный биатлон представляет собой гонку на лыжах со стрельбой из малокалиберной винтовки. Программа соревнований по этому виду спорта включает индивидуальную, спринтерскую, эстафетную гонку, пасьют (гонка преследования). Стрельба ведётся на дистанции 50 м по мишеням различного диаметра. Конечный результат в биатлоне, как известно, складывается из нескольких компонентов: время прохождения дистанции лыжной гонки, время стрельбы и штрафное время, полученное за неточную стрельбу.

Вся многолетняя подготовка биатлониста должна рассматриваться как управляемая системой, нацелена на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями спортсмена и принципами и закономерностями становление спортивного мастерства в биатлоне

Процесс многолетней подготовки биатлониста весьма сложный и динамичный. Поэтому система управления многолетней подготовкой спортсменов в биатлоне должна быть по возможности простой, легко применяемой в практике.

Построение цикличности обычно начинают с больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в биатлоне основывается на общих закономерностях развития тренированности и становление спортивной формы. В связи с сезонностью занятий биатлоном периодизация связана со временами года, календарем соревнований. биатлон спортсмен квалификация подготовленность

В биатлоне принято следующее построение основного варианта периодизации - год составляет один большой цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный .

Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке биатлониста. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. «Фундаментом» успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники в стрельбе и способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории и т.д. Подготовительный период в тренировке биатлониста делится на три этапа .

  • 1-й этап - весеннее летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют общеподготовительным). Он начинается с 1 мая, и у квалифицированных биатлонистов продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это время постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности,а также совершенствование элементов техники.
  • 2-й этап - летний осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до конца тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники стрельбы и передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время .

Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжается постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнение циклических упражнений. Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста объема. Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед ему и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. Такое повышение может иногда достигать околопредельных величин, что допустимо только на основе высокого уровня ОФП. Хотя объем средств ОФП на этом этапе постепенно уменьшается, но задача удержания достигнутого уровня основных физических качеств (средствами ОФП) должна быть решена полностью и снижением достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем средств СФП.

3-й этап - зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (время установления снежного покрова в данной местности) и квалификации биатлонистов (сильнейшие биатлонистов выезжают на первый снег в северные и восточные районы) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Оканчивается зимний этап обычно в конце ноября - начале декабря с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации биатлонистов. На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники стрельбы и способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально- волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строиться так, чтобы к его окончанию биатлонисты достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Биатлонисты на этом этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объема приходиться на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направлены на развитие общей выносливости: интенсивное! Нагрузки несколько снижаются. В ходе занятий создается основа; для дальнейшего повышения интенсивности нагрузки и достижение спортивной формы. Одновременно совершенствуются техника способов передвижения на лыжах (у сильнейших биатлонистов). За бесснежный период, несмотря на применение средств, специальной подготовки, биатлонисты, даже хорошо владеющие техникой передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, теряют тонкие координационные ощущения, (чувство) лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совершенствованию техники отводиться значительная часть времени (в зависимости от возраста и квалификации) .

Соревновательный период (с 1 декабря по 15 апреля) имеет главной целью достижение наивысшей спортивной формы и ее реализацию. На это время приходиться ряд основных соревнований сезона, в которых биатлонист должен показать наивысшие результаты. В подготовке биатлониста в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике стрельбы и передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта. Подготовка в соревновательном периоде строиться на основе чередования недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При построении тренировочного цикла объем и интенсивность нагрузки повышаются. Соревновательный цикл (заканчивающийся стартом на различные дистанции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнований) с увеличением ее интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка, как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительные волнообразные изменения. Если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, остается постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от степени утомления от предыдущих соревнований и длины дистанции предстоящих .

Переходный период продолжительностью до одного месяца имеет цель вывести биатлонистов из состояния спортивной формы и подвести их к новому году подготовки хорошо отдохнувших и сохранивших достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. В зависимости от возраста и подготовленности биатлонистов, количества и напряженности соревнований меняются не только объем и интенсивность применяемых упражнений, но и направленность всего переходного периода. У сильнейших биатлонистов после напряженного и длительного соревновательного периода планируется значительное снижение нагрузки - спортсмены должны хорошо отдохнуть. Если у биатлонистов в соревновательном периоде не было большого количества соревнований и они не носили напряженный характер, то переходный период значительно сокращается или даже может быть отменен. Биатлонисты продолжают подготовку, увеличивая нагрузку в подготовительном периоде. В этот период основное внимание обращается на подержание достигнутого уровня ОФП и частично специальной подготовки. Такая периодизация применяется при планирование тренировки различной квалификации. Сроки этапов, их продолжительность не является догмой. Они могут меняться исходя из конкретных внешних условий календаря соревнований и особенностей подготовки спортсмена .

Контрольная работа по теории физической культуры

тема:

“Построение тренировочного процесса в системе многолетней подготовки (на примере юных биатлонистов)

Выполнил:

Заочное отделение 3 курс

5 группа АФК

План:

1. Введение стр.3

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки

а. Введение стр.4

б. Годовой план стр.4

в. Тренировка в подготовительном периоде стр.5

г. Тренировка в соревновательном периоде стр.6

д. Тренировка в переходном периоде стр.6

3. Заключение стр.7

4. Список литературы стр.9

1. Введение

Рассматривая многолетнюю спортивную тренировку как целостную систему, мы попытались вычленить ее основные структурные компоненты или подсистемы. Но поскольку ни одна из этих подсистем не существует как нечто самостоятельное, они могут быть четко охарактеризованы лишь в ходе теоретического анализа. В этом аспекте очень важно уяснить, что собой представляет структура построения тренировочного процесса. Под понятием «структура» подразумевается

определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующее строение, устройство чего-либо.

В многолетнем планировании как целостной системы происходит непрерывное «изменение» всех структурных элементов.

разделил общую структуру многолетнего тренировочного процесса на микро- (малые), мезо - (средние) и макро - (болыние) циклы (части) тренировки. Многие специалисты поддержали эту классификацию.

впервые охарактеризовал эти части: микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса; мезоцикл - относительно законченный

ряд микроциклов (этап, месяц); макроциклы – совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырех лет (олимпийский период подготовки).

В теоретико-методических рекомендациях ведущих специалистов и в реальной практике подготовки ведущих спортсменов можно выделить ряд принципиально различных подходов к организации нагрузок в годичном цикле. Наиболее разработанными в методическом

плане, получившими широкое практическое применение можно признать три концепции построения круглогодичной подготовки спортсменов:

Традиционную периодизацию с одним, двумя и тремя пиками

подведения к наиболее ответственным соревнованиям, всесторонне

обоснованную в работах, ;

«блочную» сопряженно-последовательную с концентрацией средств СФП в начале каждого из двух больших этапов подготовки, предложенную и экспериментально подкрепленную в ряде прикладных работ представителей его школы;

Ориентированную на индивидуально присущие разным спортсменам оптимальные сроки вхождения в состояние спортивной формы и временную стандартизацию тренирующих воздействий модель годичного макроцикла, наиболее сильной стороной

Структура спортивной тренировки характеризуется наличием относительно обособленных звеньев тренировочного процесса:
а) тренировочные задания;

б) тренировочные занятия и их части;

в) микроциклы;

г) мезоциклы;

д) макроциклы;

ж) периоды.

Все эти звенья связаны друг с другом в единое целое.

Следует отметить, что современные представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные. Они постоянно трансформируются, о чем свидетельствуют исследования и передовая спортивная практика последних лет.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации в качестве нагрузки целесообразно применять стандартизированные тренировочные задания.

В своих работах рассматривает микро-, мезо - и макроциклы и сравнительно мало касается обоснования первых звеньев, т. е. тренировочных заданий и отдельных занятий. Однако в настоящее время представляет большой интерес, не только с практической точки зрения, но и теоретической, обоснование начальных звеньев всей структуры тренировочного процесса.

Учитывая, что в теории спортивной тренировки не решен вопрос о целенаправленном использовании тренировочного задания, есть смысл в его экспериментальном обосновании. Оформление такого научного поиска в области спортивной тренировки несет с собой перевод

последнего на качественно новый уровень.

Учитывая, что ряд специалистов в области спорта понимает нагрузку и тренировочное задание как одно и то же, следует кратко охарактеризовать и раскрыть эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается, прежде всего, количественная мера воздействия физических упражнений. Причем нагрузка сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических и др.) и с утомлением. Утомление неизбежно связано с отдыхом, во время которого происходят восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности.
В спортивной тренировке различают внешнюю (физическую) и внутреннюю (физиологическую) стороны нагрузки. Если в первом случае внешняя нагрузка отражает величину выполненной механической работы, то во втором случае внутренняя - реакцию организма на проделанную работу.

Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т. д.), в упражнениях с отягощениями по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т. д.).

В последние годы для суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т. е. внутренней физиологической стороны нагрузки, используют непрерывную или достаточно частую регистрацию сердечных сокращений (с помощью телеметрической системы) и расчетом суммарных энерготрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат энергии в единицу времени. Такими показателями могут быть ЧСС/мин, ккал/мин,

Теперь попытаемся ответить, почему исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание? На этот вопрос дает ответ в своей работе. Он объясняет это тем, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованная определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретные педагогические содержание и смысл. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как определенная последовательность тренировочных заданий.

под тренировочным заданием понимает «назначенное для тренировки упражнение со всеми возможными условиями его выполнения и в том числе разного рода установками, формируемыми у спортсмена». Причем он считает, что знание любого задания зависит от его места во времени в ряду других заданий, и от организации заданий зависит целостность всей картины тренировки.

определяет тренировочное задание следующим образом: физическое упражнение со всеми необходимыми условиями его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу.

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки:

а. Введение

Деление тренировочного процесса на строго определенные периоды обусловлено закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарем соревнований. Спортивная форма, с педагогической точки зрения, представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена: физической, психической, спортивно-технической и тактической.

Известно, что приобретение, сохранение и совершенствование спортивной формы в круглогодичном цикле тренировки происходит пофазно, каждая фаза характеризуется строго определенным содержанием и построением тренировки.

Фазность развития спортивной формы является основной причиной периодизации тренировочного процесса. Фаза приобретения спортивной формы характеризуется созданием и развитием предпосылок для непосредственного ее становления; фаза относительной стабилизации (сохранения) спортивной формы поддержанием оптимальной (для данного цикла) готовности к спортивным достижениям; фаза временной утраты принижением определенных сторон тренированности и переключением организма на иной уровень функционирования.

Периоды тренировок - это последовательные этапы управления развитием спортивной формы.

б. Годовой план

Годовой план принято разделять на следующие периоды:

1. Подготовительный. Его основная задача заключается в создании предпосылок для приобретения спортивной формы и ее становления.

2. Соревновательный. Тренировки в этот период направлены на сохранение достигнутой спортивной формы и ее реализацию в соревнованиях.

3. Переходный. Период активного отдыха занимающихся. Его цель - создать предпосылки для повышения уровня работоспособности спортсменов на следующем этапе круглогодичной тренировки.

Значительную, но не определяющую роль в периодизации тренировки играют смена климатических условий в течение года и календарь соревнований. Первый фактор влияет на сроки периодов тренировки, ограничивая длительность соревновательного периода, а также

оказывая некоторое влияние на подбор средств тренировки, второй намечает внешние границы соревновательного периода, внося некоторые изменения в структуру тренировочного процесса данного периода. Календарь спортивных соревнований должен быть спланирован с учетом закономерностей периодизации тренировки, способствуя тем самым созданию оптимальных условий для сохранения и улучшения спортивной формы.

Закономерности развития спортивной формы, научные исследования, опыт передовой практики, а также специфические особенности биатлона определяют целесообразность следующего построения годичного цикла тренировки биатлонистов высокой квалификации:

подготовительный период - май-декабрь включительно (8 месяцев);

соревновательный период - январь - первая половина апреля включительно (3,5 месяца);

переходный период - вторая половина апреля.

По степени значимости решаемых в тренировках задач, а также по арсеналу средств и методов, используемых в тренировочном процессе, в подготовительном и соревновательном периодах различают следующие этапы:

В подготовительном: летний (май, июнь, июль); осенний (август, сентябрь, октябрь); предсоревновательный (ноябрь, декабрь);

В соревновательном: начало соревновательного этапа (январь); основные соревнования (февраль, март, половина апреля).

Летний этап подготовительного периода является общеподготовительным, в это время закладываются основы спортивной формы, осенний и предсоревновательный этапы - специально-подготовительные, когда происходит становление и доведение до совершенства спортивной формы.

Разделение соревновательного периода на 2 этапа вызвано специфическими особенностями занятий по биатлону с различным соотношением видов специальной подготовки.

Не всегда представляется возможным строго выдержать сроки этапов в указанных границах. Они могут незначительно изменяться в зависимости от климатических условий, возможностей и подготовленности спортсмена (ранее или позднее появление снежного покрова, возможность выезда на ранний и первый снег в северные районы, индивидуальные особенности вхождения в спортивную форму). Однако все эти отклонения от установленных границ периодизации не должны быть определяющими при решении задач на каждом этапе.

в. Тренировка в подготовительном периоде

Летний этап (май, июнь, июль). Основная задача этапа – заложить прочный фундамент спортивной формы. Занятия в это время направлены на создание условий для приспособления организма спортсмена к повышенным нагрузкам. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи:

Повышать уровень общего физического развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, общей координации движений);

Развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту (скоростную и силовую выносливость, статическое и динамическое равновесие и др.), с помощью специально-подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, бег по пересеченной

местности, упражнения с тяжестями, акробатика и др.);

Создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационных упражнений лыжника, а также передвижений на лыжероллерах;

Ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности, обнаруженные на предыдущих этапах, путем акцентирования внимания на тренировке;

Повышать технические навыки в стрелковом спорте. Особое внимание обращается на совершенствование техники выстрела: выработку прочных навыков в изготовке, прицеливании и обработке спуска. В тренировочные занятия включаются различные упражнения спортивно-пулевой стрельбы;

Совершенствовать навыки выполнения стрелковых упражнений биатлона после нагрузки умеренной интенсивности. На данном этапе в тренировках преобладают упражнения общеподготовительного характера. Удельный вес специально-подготовительных упражнений

преимущественно развивающей направленности меньше.

Объем нагрузки увеличивается постепенно и растет быстрее, чем интенсивность. Постепенность в увеличении нагрузок достигается использованием равномерного и переменного методов тренировки.

Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития спортсменов.

г. Тренировка в соревновательном периоде

Этот период приходится на январь, февраль, март и первую половину апреля.

Основная направленность - сохранение и улучшение спортивной формы и достижение высоких спортивных результатов.

Главная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании уровня общей тренированности.

Спортивно-техническая и тактическая подготовки направлены на совершенствование техники передвижения на лыжах и выработку автоматизма действий на огневых рубежах путем закрепления ранее освоенных навыков двигательной деятельности и применения их

в различных сложных условиях.

Цель морально-волевой подготовки - психологическая настройка на предстоящие соревнования, мобилизация биатлониста на высшие проявления физических и духовных сил.

В соревновательном периоде решаются задачи:

Дальнейшее совершенствование, шлифовка техники передвижения на лыжах, ликвидация неточностей в отдельных элементах движения, совершенствование техники в усложненных условиях;

Совершенствование техники и тактики стрельбы в соревновательных и близких к соревновательным условиях. В комплексных тренировках стрельба проводится в сложных метеорологических условиях, ограничивается время стрельбы, увеличивается количество серий стрельб, вводятся элементы соревнований, решаются тактические задачи;

Дальнейшее развитие силовой и скоростной выносливости;

Поддержание и доведение до высшей степени специальной тренированности, сохранение ее в период основных соревнований;

Воспитание моральных и волевых качеств.

Средства тренировки. Средства тренировки те же, что и на пред - соревновательном этапе, но применяются они в более сложных условиях. Передвижение на лыжах с оружием на большой скорости доминирует в общем объеме занятий. Во второй половине периода увеличивается

удельный вес комплексных тренировок. Стрельба входит в содержание комплексных и контрольных тренировок, соревнований. Количество и вариативность стрелковых упражнений зависит от индивидуальных способностей спортсмена и поставленных перед тренировкой задач. Длина отрезков в комплексных тренировках уменьшается до 1-1,2 км, количество повторений и интенсивность прохождения увеличиваются.

Методы тренировки. На данном этапе используются переменный, повторный, интервальный и контрольный методы тренировки.

д. Тренировка в переходном периоде

В данном периоде (апрель) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершаются длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями, усиливаются в сторону ассимиляции обменные процессы. Основная особенность периода - спад нагрузки

как по объему, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. Это предотвращает переход суммарно нарастающего эффекта тренировок, вызванного длительным применением нагрузок, в перетренировку. Данный период является как бы охранительным. Он необходим также для профилактической проверки и ликвидации отклонений в состоянии здоровьяспортсмена, лечения незначительных травм, восстановления нервной системы, диспансеризации.

Вместе с тем занятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить определенную тренированность, позволяющую начать новый цикл тренировок с более высокого уровня, чем предыдущий.

Следовательно, между двумя циклами развития спортивной формы

соблюдается преемственность.

В данном периоде решаются следующие задачи:

Совершенствование техники передвижения на лыжах (если есть снег); устраняются те ошибки в элементах техники, которые обнаружены на предыдущих тренировках;

Совершенствование отдельных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости);

Совершенствование техники стрельбы. Занятия проводятся в тире из малокалиберного и пневматического оружия с помощью тренажерных установок и вхолостую. Удельный вес спортивно-пулевой стрельбы незначительный.

Основными средствами на данном этапе являются передвижение на лыжах, общеразвивающие физические упражнения, вспомогательные виды спорта (кроссы, велоспорт , спортивные игры, плавание, гимнастика, туризм и др.). Методы тренировки - равномерный и переменный.

3. Заключение

При разработке перспективных планов тренировки, построенной на основе проекта победной тактики будущего поединка, надо придерживаться следующих правил:

1. Модель тактики победного выступления - чисто творческая работа. Она требует от тренера возможно более полного знания арсенала тактики спортивного поединка в избранном виде

соревновательных упражнений (как прошлого, так и современного). Необходима также фантазия, которая позволит сконструировать новую, необычную, «абсурдную » тактику. Элементы этой необычной тактики должны быть опробованы экспериментально в практической работе со спортсменами. Вы должны убедиться в возможности их освоения и реализации. Неудача в

пробном обучении может говорить о нереальности модели тактики, но может быть истолкована и по-другому: «Я (тренер) не умею этому учить». Первый вывод - исключает возможность

подготовки победителя, поэтому он нежелателен. Требуется углубленный анализ модели тактики. Второй вывод лучше: он требует подробного поиска причин неудачи и конструирования специальных подводящих упражнений для ликвидации ошибок в обучении сложному тактическомуприему и технике его исполнения или новых схем организации нагрузок, обеспечивающих специальную соревновательную работоспособность и контексте требований «невыполнимой» тактической схемы. Второй путь стимулирует тренера на творческий прогресс, на его профессиональное продвижение к совершенству.

2. Реализация Вашего проекта строго индивидуализирована: планируемые показатели по всем основным требованиям проекта тренировки вашего ученика должны соответствовать реальному

уровню его развития, подготовленности и способности к прогрессированию. План тренировки в следующем макроцикле разрабатывается с учетом итогов прошедшего макроцикла по всем показателям планирования. Каждый следующий макроцикл требует корректировки предварительного плана по результатам проведенной работы с учетом личных ощущений спортсмена и объективных показателей уровня и состояния его тренированности. При коррекции мезоциклов следует придерживаться правила: вводить стабилизирующий (или даже разгрузочный)

мезоцикл вместо развивающего при формировании хронического переутомления (как с ледствия бытовых перегрузок или перенесенного заболевания) или при появлении признаков незапланированного перехода в состояние высшей спортивной формы (в стадию истощения в развитии стресс-реакции - ответа на завышенные тренировочные нагрузки), или в случае резкого падения работоспособности. В последнем случае следует обратиться к компетентным медикам и внести коррективы в тренировочный процесс в соответствии с их рекомендациями.

Выполнение тренировочного плана мезоцикла может сопровождаться ощущениями незапланированной легкости, В этом случае не следует повышать запланированную нагрузку в следующем мезоцикле: реализация запланированных нагрузок с неожиданной легкостью не нанесет вреда здоровью спортсмена, а лишь вызовет подъем высшей соревновательной спортивной формы в соревновательном периоде на более высокий уровень, чем было запланировано.

При выполнении плана очередного занятия нелъзя требовать от спортсмена буквального исполнения количества предусмотренных планом упражнений. Ваша цель - получить запланиро-

ванный ближайший тренировочный эффект (БТЭ), т. е. ту усталость, которая снизит работоспособность спортсмена до предусмотренного вами оптимального уровня, (он отражается в качество выполнения тренировочных упражнений). Преждевременное формирование запланированного БТЭ может быть следствием нехватки внергии, затраченной на приспособление к неблагоприятным условиям тренировочного занятия. Такого рода условия могут быть следствием педагогических ошибок (например, акцентирование внимания занимающегося на особой тяжести нагрузки или опасности предложенного упражнения), угнетающих психологическое состояние спортсмена (грубость и невнимание тренера, конкурентные или даже враждебные отношения в тренировочной группе, насмешки над неудачным выполнением заданна и т. п.). страх перед опасностью упражнения. В случаях, когда снижение работоспособности вызвано

факторами тренировочного занятия, следует применить средства и методы из арсенала внетренировочных и внесоревновательных воздействии: оптимизировать отношения между членами группы, между педагогом и учениками, применять отвлекающие задания, сопровождать занятия приятной музыкой и т. п. Но причиной могут быть и внетрепировочные нагрузки (бытовые,

учебные, производственные и т. п.), которые вы не можете регулировать, по обязаны их учитывать для оперативнойкоррекции тренировочного задания. Эпизодическое невыполнение плана занятия не скажется на динамике повышения тренированности. Если же случаи снижения работоспособности повторяются систематически, следует выяснить причины и, в случае нарушений требований спортивного режима, предложить спортсмену подумать о возможности

экономить энергию в режиме жизни или о переходе со спортивного на физкультурный образ жизни.

4. Список литературы:

1. Матвеев и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

2. Верхошанский организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. – 191 - №2

3. Гибадуллин тренировочного процесса у юных биатлонистов 10-12 лет: метод. рекомендации. – ИжевскЖ Изд-во УдГУ 1988

4. Боген подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования – Москва Издательство «Физическая культура» 2007

Весна и лето — традиционное время свадеб в зимних видах спорта. В любое другое время спортсменам просто не до того. Среди биатлонных новобрачных этого лета — лидер мужской сборной России . Олимпийский чемпион в эстафете показал себя человеком, не чуждым красивых широких жестов.

Предложение своей возлюбленной Луизе Сабитовой Шипулин сделал в кинотеатре на глазах у многочисленных зрителей. Запомнилась и сама свадьба с роскошным нарядом невесты и 7-часовым торжеством в 100-метровом тенте на берегу озера в Екатеринбурге, ради которого перекрыли часть территории городской зоны отдыха. Дату свадьбы держали в секрете, а часть гостей узнала точное место лишь накануне церемонии.

Однако после того, как свадьба состоялась, Шипулин сам поделился с прессой и поклонниками деталями церемонии и быстро обнародовал фото. Видимо, решил, что так проще будет избежать слухов и домыслов, которые неизбежны в подобных случаях. Медовый месяц пара провела на тренировочном сборе в Белоруссии.

Это не единственное радостное событие в большой биатлонной семье Шипулиных: у сестры Антона двукратной олимпийской чемпионки Анастасии Кузьминой в середине июля родился второй ребенок — дочь Оливия.


Итальянка Доротея Вирер, одна из самых эффектных биатлонисток мира на сегодняшний день, сочеталась браком со своим давним возлюбленным Стефано Коррадини, который сделал ей предложение на Олимпиаде-2014 в Сочи. Как и многие биатлонные свадьбы, это торжество не обошлось без специфических деталей: так, из церкви молодожены вышли через арку из лыж, выстроенную гостями. В отличие от Шипулина Вирер решила не смешивать работу с личной жизнью и пропустила следующий за свадьбой тренировочный сбор — тренерский штаб сборной Италии посчитал медовый месяц достаточно уважительной причиной.

Кстати, свое платье с асимметричным подолом биатлонистка затем выставила на аукцион, чтобы направить вырученные средства детям пострадавшего от землетрясения Непала.

В начале июля замуж вышла и Екатерина Глазырина. Избранником призера этапов Кубка мира стал детский тренер по имени Антон. Биатлонистка пропустит предстоящий сезон, поскольку осенью готовится стать мамой. После рождения ребенка Глазырина собирается возобновить карьеру.

Расслабляются

По ходу соревновательного сезона умные спортсмены обычно тщательно берегут себя. Никаких экстремальных развлечений или потенциально травмоопасных занятий. Некоторые, как Оле Эйнар Бьорндален, даже не пожимают руки посторонним людям, опасаясь инфекции. Но отпуск и межсезонье — редкий шанс отвлечься и позволить себе попробовать что-то новое.

Екатерина Юрлова отдала даль горному туризму и скалолазанию.

Симон Фуркад попробовал модный вейкборд.

Впрочем, не стоит думать, что все лыжники и биатлонисты — сплошные экстремалы. Есть у них и тихие, мирные хобби вроде рыбалки.

Развлекают болельщиков

Межсезонье дает отличную возможность открыть для себя спортивных кумиров с неожиданной стороны. Например, увидеть, что не все они так серьезны, как можно подумать по ходу сезона. Вот обычно такая серьезная Кайса Макарайнен делает «ласточку» на роликах вместе с Мириам Гесснер.

На случай, если вы раньше видели представителей зимних видов спорта только в комбинезонах унисекс: социальные сети лыжников и биатлонистов летом вполне могут составить конкуренцию фильму «Супер Майк» и его идущему сейчас в российском прокате продолжению.

Мужская сборная России по лыжным гонкам:

У девушек тоже можно найти немало эффектных кадров. Вот, например, немецкая биатлонистка Мириам Гесснер:

А это Кайса Макарайнен...

Норвежская лыжница Тереза Йохауг:

Доротея Вирер:

Тренируются

В циклических видах спорта лето — время, когда закладывается база на весь сезон. Как потренируешься сейчас, так и будешь бегать зимой. Когда соревнования идут почти каждую неделю, как это происходит в лыжах и биатлоне, времени что-то исправить, не пропуская гонок, уже практически нет.

Сегодня следить за этим процессом можно практически в режиме реального времени. Понятно, что большие тренировочные секреты никто не расскажет. Но в век социальных сетей спортсмены дают своим поклонникам беспрецедентную возможность заглянуть за кулисы и увидеть детали рабочего процесса.

Особенно радуют в этом смысле российские лыжники, с радостью выкладывающие у себя самые необычные для простого болельщика с дивана виды активности.

Никита Крюков против Алексея Петухова:

Тимбилдинг от мужской сборной Норвегии по биатлону. Знаменитые чемпионы в парном разряде теннисисты братья Брайан трепещут.

Чемпионка мира — 2015 Екатерина Юрлова снова работает в финском Контиолахти вместе с Кайсой Макарайнен. У девушек теплые дружеские отношения.

Порой не обходится и без серьезных происшествий. Француза Симона Фуркада во время велосипедной тренировки зацепила машина. Биатлонист получил множественные ссадины и ушибы.


К счастью, судя по всему, обошлось без серьезных повреждений, и французский биатлонист продолжил подготовку к сезону.

Неожиданные проблемы возникли у Дарьи Домрачевой: олимпийской чемпионке поставили диагноз «мононуклеоз», который несовместим с серьезными физическими нагрузками.


Сейчас героиня Олимпиады в Сочи отдыхает, не тренируется и поправляет здоровье. Дарья сообщила, что в случае необходимости готова пропустить сезон. Однако до этого может и не дойти.

В прошлом году то же заболевание было диагностировано у француза Мартена Фуркада. Лидер мужского биатлона не стал делать паузу в карьере, лишь несколько облегчил режим тренировок и, хотя по ходу сезона олимпийский чемпион выглядел не так мощно, как все привыкли за последние пару лет, все же оставил за собой победу в общем зачете Кубка мира. Пожелаем и Дарье отделаться как можно меньшими потерями.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на зимних видов спорта.

Поделиться: