Комплекс упражнений для спины ребенка. Лечебная физкультура для мышц спины ребенка

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.


Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Напряжение в теле и позвоночнике, вызванное неправильной статической и динамической осанкой у детей, опасно приобретением множества вредных привычек, в дальнейшем влияющих на рост ребёнка и его будущие постуральные рефлексы - обеспечивающие правильное положение тела в пространстве. Именно поэтому так важно позаботиться о здоровой осанке чада своевременно. В первую очередь необходимо прививать ребёнку любовь и привычку к активному образу жизни, а при необходимости - уделить внимание занятиям лечебной физкультурой (ЛФК).

Суть упражнений для формирования правильной осанки у детей

Осанка - это способность тела контролировать своё положение в пространстве, преодолевая действие внешних сил (тяжести, реакции опоры, сопротивления и инерции). Это касается как статической (сидя в одной позиции), так и динамической (поддерживающая баланс) осанки.

Частые дефекты осанки: поясничный лордоз, грудной кифоз и сутулость. Такие дефекты осанки могут сочетаться со сколиозом

Возможно, вы слышали о проприоцепции? Это ощущение мышц своего тела и положение отдельных его частей в пространстве у здорового человека. Проприоцепция действует благодаря рецепторам, расположенным в коже, мышцах и суставах для создания внутреннего образа вашего тела.

Детская осанка - предмет, всё больше интересующий родителей. Хорошая осанка очень важна как для дошкольников, так и для младших школьников и подростков. Ни для кого не новость, что правильное положение позвоночника формируется с детства, особенно следует ему уделять внимание во время так называемых фаз быстрого роста: в 6–7 лет, а также в 11–12 лет.

Поскольку современные дети в большинстве ведут малоподвижный образ жизни (учёба в школе, игры за компьютером, просмотр телепередач), то возникает дефицит активных физических движений. А это влечёт за собой - нарушение осанки.

Даже если у ребёнка пока не обнаружено никаких проблем со спиной - активный образ жизни является отличной профилактикой. Учитывая интересы ребёнка, его можно записать на плаванье, верховую езду, боевые искусства. Эти виды спорта отлично формируют основы здоровой осанки. Для коррекции уже имеющихся проблем, а также, с профилактической точки зрения, если есть анатомическая расположенность, необходимо вовремя приобщить ребёнка к занятиям специальной гимнастикой. Лечебно-профилактический физкультурный комплекс против дефектов осанки в детском возрасте содержит в себе упражнения:

  • на тренировку мышечно-связочного аппарата спины - используют с целью профилактики;
  • корректирующие постановку позвоночного столба - применяют для избавления от нарушений осанки или с целью остановки прогрессирования искривлений.

Позитивное влияние ЛФК на здоровье организма выражается в таких изменениях, как:

  • укрепление мышечного корсета и достижение функциональной симметрии;
  • качественное развитие двигательных функций;
  • стимулирование обмена веществ;
  • натренированность сердца и лёгких;
  • стабилизация психоэмоционального фона;
  • тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм;
  • устранение деформации - при лёгких формах - или остановка прогрессирования (в сложных случаях).

Необходимым условием занятий ЛФК при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах лечения, являются начальные разгрузочные позы (лёжа, стоя).

Запрещённые упражнения при дефектах осанки

Различают осанку 4-х типов по Штаффелю. Первый тип - это здоровая осанка с нормальными физиологическими изгибами позвоночника, позволяющими амортизировать нагрузки, равномерно распределяя их на позвоночный столб и связочно-мышечный аппарат. Остальные три типа отражают те или иные нарушения в грудном либо поясничном отделе.

Каждый тип нарушения подразумевает неправильное положение всей конструкции позвоночника. Поэтому воздействуя посредством физкультуры, например, на грудной отдел - обязательно необходимо учитывать также состояние шейного и поясничного. Чтобы избежать «перекосов» необходимо воздержаться от некоторых видов упражнений. При деформациях позвоночника в лечебной физкультуре следует избегать:

  • чрезмерных перегибов в грудном и поясничном отделах;
  • статических упражнений с жёсткой нагрузкой на спину (особенно в положении сидя);
  • резких рывков, поворотов, скручиваний;
  • одностороннего подъёма тяжестей;
  • неравномерной нагрузки на корпус;
  • акробатических элементов (стойка на лопатках, голове или руках, мостик, берёзка, кувырки);
  • бега на скорость, прыжков, соскоков (сотрясения чрезмерно травмируют позвоночник);
  • упражнений, перерастягивающих позвоночник при закруглённой нестабильной спине (пассивные висы).

Показания и противопоказания к ЛФК

Физическая терапия против дефектов осанки показан при любом типе её нарушения, поскольку это единственный способ целенаправленного укрепления стабилизирующих мышц туловища. Лечебная физкультура необходима пациенту, если у него:

  • плоская спина - физиологические изгибы недостаточно выражены, плоская грудная клетка и выпяченные в разные стороны лопатки. Упругость и амортизационные свойства позвоночника недостаточны, он склонен к различным искривлениям;
  • закруглённая спина - формируется из-за усиленного физиологического кифоза грудного отдела, чтобы его уравновесить в поясничном и шейном отделе также образовывается компенсаторный выраженный лордоз. Ввиду чрезмерных прогибов позвоночник является избыточно подвижным. Боковые искривления не характерны для этого типа осанки;
  • сутулая спина - преобладает кифоз грудного отдела, на фоне остальных слабовыраженных прогибов. Характерна сколиотическая осанка: одно плечо (лопатка) выше другого. Сутулая спина - патология, которая встречается в любом возрасте.

Сутулость - самый распространённый дефект осанки. Чаще всего встречается у девочек-подростков. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, который создаёт впечатление, что человек «грустит», голова и плени наклонены вперёд.

Необходимым условием успешного лечения является полноценный рацион, активный образ жизни, контроль массы тела, прогулки на свежем воздухе. Поверхность для сна должна быть жёсткой. Рабочее место ребёнку необходимо подобрать по росту так, чтобы он не сутулился и не кривил спину набок. Свет должен падать с левой стороны. А также важна своевременная проверка зрения.

Абсолютных противопоказаний для занятий лечебной гимнастикой нет, поскольку врач всегда подберёт комплекс индивидуальный по сложности и направленный на улучшение состояния осанки ребёнка. Но при некоторых сопутствующих состояниях и заболеваниях следует воздержаться от упражнений до стабилизации здоровья. Относительные противопоказания включают:

  • острые воспалительные заболевания;
  • вирус или инфекцию с повышением температуры тела;
  • боль в суставах или мышцах;
  • наличие быстропрогрессирующих искривлений позвоночника (сколиоза).

Когда острое воспаление или боль прошли - можно приступать к занятиям, осторожно начиная с наиболее простых и лёгких упражнений.

Подготовительный этап

После того как физиотерапевт определил тип деформации осанки, противопоказания исключены, а сопутствующие факторы учтены - пациенту назначают определённый комплекс ЛФК, направленный на коррекцию и устранение дефектов. Прежде чем приступить к выполнению комплекса, нужно убедиться, что ребёнку обеспечен достаточный комфорт, ничто его не беспокоит и не угрожает его самочувствию. Вот некоторые правила подготовки:


Занятия проходят в специально оборудованных медицинских кабинетах с сопровождением инструктора - физиотерапевта. В дальнейшем несложные комплексы можно практиковать в домашней обстановке.

Комплексы упражнений - как правильно выполнять

Любой комплекс ЛФК состоит из трёх этапов:

  • разминка - например, ходьба на месте или по кругу, вращение и махи руками и ногами;
  • основные упражнения - определённый комплекс, направленный на устранение дефекта;
  • растяжка и расслабление - плавная растяжка основных групп мышц.

Общие правила выполнения упражнений:

  1. Заниматься нужно не менее трёх раз в неделю. Длительность одного урока не более 30 мин для детей 6–7 лет, 45–60 минут для подростков;
  2. Параллельно с гимнастикой необходимо приучать детей к правильной технике дыхания, не задерживать его. На выдохе выполняются элементы с усилием;
  3. Движения поначалу должны быть осторожными и плавными - никаких рывков и ускоренного темпа! Сложность элементов нарастает постепенно от занятия к занятию;
  4. До старта занятий ребёнка нужно предупредить о необходимости сообщать физиотерапевту о боли или дискомфорте, если они возникнут;
  5. Самочувствие в день занятий должно быть хорошим, без отклонений;
  6. Нельзя заниматься поздно вечером;
  7. С первых занятий необходимо уделять достаточно внимания правильной технике упражнений (спина ровная, плечи расправлены, подбородок чуть приподнят);
  8. Для получения эффекта важна системность и регулярность. Нельзя пропускать занятия без серьёзной причины.

Лечебные упражнения нужно выполнять регулярно, иначе эффект от них будет слабым и невыразительным

Важно, чтоб ребёнок доверительно относился к физиотерапевту, не стесняясь комментировать свои ощущения во время физических упражнений.

Физкультурный комплекс для профилактики нарушения осанки у детей и подростков

Для выполнения нужен спортивный коврик и гимнастическая палка (детям 6–9 лет необходима помощь взрослого). Количество повторов каждого упражнения 6–7 раз:


Профилактические упражнения для анатомической осанки у детей: видео

Зарядка при кифозе у детей

Комплекс можно применять в качестве профилактики юношеского кифоза (болезни Шейермана Мау) у детей 10–12 лет. Если вовремя начать физическую терапию, то в раннем возрасте такая осанка поддаётся неплохой коррекции. Лечебной физкультурой, правда, нужно заниматься регулярно не менее года. Если время упущено, то исправить кифоз во взрослом возрасте уже очень сложно, из-за анатомических изменений в позвонках. Каждое упражнение следует повторять по 5 раз, если не указано другое.

  1. Разминка: ходьба на месте или по кругу 1–2 минуты; руки поднимаются, максимально потягивается все туловище на носочках (вдох), при выдохе - руки опускаются (сделать 3–5 раз).
  2. Лечь ровно на живот, вытянувшись в одну линию, голову положить набок. Оторвать от горизонтальной поверхности туловище и руки, голова - продолжение позвоночника, и приостановиться на 5 секунд в такой позе. Спину следует держать ровной и нельзя поднимать ноги - их может придерживать инструктор (сделать 5 раз).
  3. Упражнение выполнять по аналогии к предыдущему, только прямые руки разведены по сторонам, наподобие «крыльев самолёта»; ещё один вариант этого упражнения, когда руки согнуты в локтях, как маленькие крылышки, кисти в кулачках на уровне плеч, лопатки сведены; далее ребёнок опускает руки вдоль туловища и снова отрывает верхнюю часть корпуса от пола (сделать 5 раз каждый из вариантов).
  4. Более сложное упражнение, состоящее из элементов предыдущих, лёжа на животе, ребёнок отрывает верхнюю часть корпуса от пола и в этой позе меняет положение рук: вдоль тела, сгибает в локтях, выпрямляет вперёд, снова сгибает в локтях, опять - вдоль тела. Важно следить за положением ног и головы.
  5. Начальная поза: лечь на спину, плечи и руки опущены, лопатки и поясница максимально соприкасаются с полом. Поднимать ноги, согнув колени и сформировав прямой угол, зафиксировать на 5 секунд и вернуть в начальное положение. Во время подъёма ног инструктор на первых порах рукой фиксирует живот, чтобы ребёнок не прогибал поясницу.
  6. В том же положении: подъёмы прямых ног до угла 45 градусов с полом. И также фиксировать на 5 секунд при каждом поднятии. Необходимо контролировать, чтобы плечевой пояс и поясница не отрывались от земли.
  7. Упражнение, скомбинированное из двух предыдущих: прямые ноги оторвать от пола под углом 45 градусов, согнуть в коленях, опять выпрямить и плавно опустить на пол.
  8. Упражнение «ножницы»: лёжа на спине, поднять прямые ноги под углом 45 градусов к полу и выполнять горизонтальные махи ногами, перекрещивая их. Плечи и поясница не отрываются от пола.
  9. То же самое, что и в предыдущем упражнении, только выполнять - вертикальные махи ногами.
  10. Упражнение «велосипед»: лёжа на спине, ноги поднять и согнуть в коленях, имитировать ими езду на велосипеде вперёд, и назад - ноги «крутятся» в обратную сторону (30 раз).
  11. Начальная поза: стоя у стены. К стене прижать голову, лопатки, ягодицы, голени, пятки, поясницу не прогибать. Плечи и бёдра на одном уровне с точки зрения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Находиться в такой позе в течение 1 минуты, постепенно, от урока к уроку, увеличивая продолжительность. Идеально - выполнять в итоге это упражнение без опоры на стенку.

Зарядка при кифозе у детей: видео

5 простых и эффективных упражнений на растяжку спины

Упражнения предназначены для выработки идеальной осанки у школьников и подростков. Комплекс несложный и занимает совсем немного времени - в этом его преимущество. Каждое упражнение нужно повторить от 3 до 5 раз.

  1. Начальная поза: сесть на колени, ягодицы накрывают пятки, руки вытянуть вперёд на полу, спину максимально прогнуть. Необходимо максимально потянуть голову, шею и руки вперёд, ощутив натяжение спинных мышц. Побыть немного в такой позе, немного покачиваясь вверх-вниз, не делая резких рывков. Этим упражнением следует начинать и заканчивать зарядку.

    Такой растяжкой желательно начинать и завершать комплекс

  2. Начальная поза: встать на правое колено, вторую ногу согнуть с упором на ступню. Голова «смотрит» вперёд, противоположной (левой) рукой необходимо коснуться пятки правой ноги, правая рука в это время тянется в сторону потолка. Затем поменять стороны.

    Упражнение на растяжку и равновесие кажется простым только на первый взгляд

  3. Упражнение «планка» (для здоровой спины в качестве профилактики). Опереться на пол локтями и ступнями, корпус находится параллельно полу, шея и голова - продолжение позвоночника. В таком положении пребывать 10–15 секунд (сколько возможно). Очень важно не прогибать и не округлять спину.

    Упражнение «планка» отлично тренирует как осанку, так и мышцы всего тела

  4. Начальная поза: стоя наклониться вперёд всем корпусом, прямые руки максимально отвести назад, опустив плечи и сдвинув лопатки. Оставаться в такой позе 10 секунд.

    Наклоны корпуса с отведёнными назад руками выполняют, максимально сводя лопатки

    Второй вариант этого упражнения с руками, вытянутыми вперёд.

    Корпус нужно не просто наклонить, но и тянуться вперёд за собственными руками

  5. Начальная поза: стоя ровно, руками потянуться к потолку, кистью одной руки обхватить запястье другой и в таком положении плавно наклоняться и тянуться, слегка покачиваясь, в обе стороны поочерёдно.

    Наклоны в стороны обеспечивают растяжку боковых мышц туловища

Такая зарядка занимает в среднем от 10 до 15 минут. Но выполнять её нужно ежедневно.

Упражнения с фитболом для улучшения осанки

С помощью занятий с большим упругим мячом - фитболом, школьник укрепит мышцы так называемого кора - это набор мышц, отвечающих за стабилизацию позвоночника, таза и бёдер, а значит - и за здоровую осанку. Вначале необходимо выбрать подходящий мяч, соответственно росту ребёнка. Сделать это можно следующим образом: в позиции сидя на мяче (ступни на полу) угол между бедром и голенью школьника должен быть примерно 90 градусов, а колени в этом положении чуть ниже талии. Или другое правило: детям ростом до 155 см следует остановиться на мяче диаметром 45–55 см; при росте 156–169 см подойдёт фитбол 55 см в диаметре; подросткам, чей рост превышает 170 см - рекомендуется фитбол 65–75 см.

  1. В позиции сидя на фитболе попеременно поднимать ноги, стараясь удержаться на мяче с ровной спиной.

    Придерживая руками мяч - старайтесь сохранять равновесие

    Чтобы усложнить задачу, одновременно с ногой следует поднимать вверх противоположную руку, останавливаясь в такой позе по 5 секунд (выполнять в 2 подхода по 20 раз).

    Усложненный вариант - задействованы не только ноги, но и руки

  2. Для того чтобы упражнения были не только полезными, но и интересными можно дополнительно воспользоваться маленькими цветными мячиками и корзинкой. Ребёнок ложится животом на фитбол, попутно берёт в руки маленький мячик.

    Живой интерес и азарт у детей любого возраста вызовет необычная идея с цветными мячиками, которые нужно забрасывать в корзинку

    Прокручивая под собой фитбол с помощью рук, «шагающих» по полу, он старается закинуть мячик в корзинку, которая расположена на расстоянии.

    Корзинку можно расположить на небольшом расстоянии от фитбола

    Для усложнения задачи - корзинку можно со временем располагать все дальше от фитбола. Таким образом, фитбол оказывается возле ступней. Назад нужно двигаться аналогично, перекатывая мяч под телом в начальную позицию.

    Задача усложняется, если корзинку для цветных мячиков передвинуть немного дальше

  3. Упражнение «аэроплан»: ребёнок ложится сверху на мяч так, чтобы верхняя часть туловища нависала над землёй, носочки упираются в пол. Прилагая усилия, нужно стараться удержать мяч под собой, расправив руки в стороны и держа спину, шею и голову на одной линии.

    Упражнение «самолёт» на фитболе точно понравится детям

Такие упражнения встретят с энтузиазмом дети любого возраста. Они отлично тренируют верхние и нижние мышцы спины и живота, незаметно для ребёнка формируя его здоровую осанку.

Сидя за обеденным столом дома или на своём рабочем месте, ребёнку полезно пользоваться фитболом вместо стула. Таким образом, необходимый навык стабилизации корпуса будет вырабатываться автоматически.

Использование фитболов вместо стульев - незаметно тренирует осанку и, одновременно, разгружает детский позвоночник

ЛФК при плоской спине

Плоская спина - наихудший тип осанки в плане амортизационных свойств позвоночника. Её анатомические изгибы недоразвиты вследствие наследственной предрасположенности, слабых мышц спины, перенесённого рахита и др. Упражнения при этом дефекте осанки следует делать крайне плавно, немного останавливаясь в каждом положении. Повторять по 10 раз.

Тотальная слабость мышечной системы - основа данного нарушения осанки

  • Начальная поза: на спине, ноги прямые, руки по сторонам. Не спеша поднимать голову и верх корпуса, руки тянутся к носочкам.
  • Начальная поза: на спине, руки под головой, оторвать прямые нижние конечности от пола, развести в стороны, после чего - соединить, плавно опустить.
  • Упражнение «диафрагмальное дыхание» или дыхание животом. Лёжа на спине, согнуть немного колени, вдохнуть носом побольше воздуха, надувая живот. Выдувать воздух плавно тонкой струйкой через рот. Стенка живота должна максимально «запасть» при выдохе.

    Диафрагмальное дыхание обеспечивает интенсивное обогащение крови кислородом: органы всех систем начинают функционировать с максимальной отдачей

  • Начальная поза: лёжа на спине, руки по сторонам, отрывать таз от пола и тянуть вверх, направляя его в сторону потолка. Второй вариант - приподнимать таз с прямой ногой (чередуя нижние конечности).
  • Упражнение «аэроплан»: лёжа лицом вниз, ноги сомкнуты, руки разведены в стороны. Одновременно плавно поднять над полом верх туловища, руки и плечи, а также плотно сведённые ноги - побыть 5 секунд в такой позе, плавно вернуться обратно. Шея и голова продлевают линию позвоночника.

    Упражнение «аэроплан» - коррекция грудного отдела позвоночника

  • Упражнение «кошка»: стоя на коленях, опираясь на кисти рук, сделать спину аркой (голова «смотрит» вниз); прогнуть спину как можно ниже к полу (голову поднять).

    Упражнение кошка - благотворно воздействует на весь позвоночник

  • Упражнение «имитация брасса»: лёжа на животе, согнуть руки в локтях перед собой. Приподнимая верх туловища над полом, выпрямить руки - голову опустить, выдох - и «рисовать» окружности руками (голову поднять, вдох), как при плавании брассом.

Такая физкультура помогает тренировать мышечный корсет и формировать анатомические изгибы позвоночного столба, присущие правильной осанке.

Возможные последствия и осложнения

Все знают о пользе лечебной физкультуры и её немалой роли в исправлении дефектов осанки. Однако о возможных последствиях и осложнениях задумывается не каждый взрослый, тем более - ребёнок. А они вполне реальны, если не соблюдать технику упражнений, или разрабатывать себе комплексы самостоятельно, без сопровождения хирурга-ортопеда и физиотерапевта. В этом случае могут ожидать такие неприятности, как:

  • возникновение болевого синдрома;
  • невралгия вследствие пережатия нервного корешка позвоночника;
  • спазмы мышц;
  • растяжка связочного аппарата;
  • усиление существующей нестабильности позвоночника;
  • усугубления имеющегося дефекта.

ЛФК при компрессионном переломе позвоночника играет основную роль в реабилитации пациента. Первые 2 месяца после перелома больной проводит в стационаре в лежачем положении, где ему показаны: дыхательная гимнастика и наиболее облегчённые движения руками и скольжение по постели ногами. По мере выздоровления врач-ортопед постепенно добавляет упражнения, составляя индивидуальный комплекс для больного. Более или менее полноценная гимнастика показана спустя 2–2,5 месяца после травмы и проводится под наблюдением физиотерапевта реабилитолога.

Чтобы физические упражнения шли на пользу, ребёнок должен чётко знать и соблюдать правила техники безопасности, а также постоянно быть под контролем инструктора.

Ваш ребенок сутулится, сидит за столом сгорбившись, втягивает голову в плечи? Это статья поможет вам исправить осанку ребенка. Родители должны понимать, что неправильная осанка – это не только некрасивая фигура в будущем, но и серьезные проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом.

Что включает в себя само понятие «осанка»? Это привычное положение тела, расслабленно стоящего человека.

В России есть замечательная пословица, которая гласит, что без красивой осанки даже конь выглядит как корова! Статного человека и в обществе воспринимают по-другому. Недаром в девятнадцатом веке классные дамы, обучающие благородных девиц, постоянно им напоминали о прямой спине. Сидеть воспитанницы должны были, держа голову, спину, шею, ягодицы и ноги прямо по одной линии. Кстати, долгое время «держать спину» в таком положении совсем непросто. В великосветских семействах гувернантки заставляли своих подопечных носить на голове книгу, чтобы у них вырабатывалась правильная осанка.

Конечно, времена изменились, но одно осталось неизменно — каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был здоров и имел хорошую фигуру. Что для этого нужно? В первую очередь самому встать с дивана. Дети 7-10 лет уже вполне разумны, они наблюдают за поведение взрослых и умеют анализировать. Поэтому ваши призывы к действию не будут иметь никакого эффекта до тех пор, пока вы сами не встанете с дивана и на собственном примере не продемонстрируете свою готовность к занятиям спортом. Родительский пример — вот лучшая мотивация для ребенка.

Зачем детям 7-10 лет делать гимнастику на укрепление мышц спины?

Утренняя и вечерняя зарядка – это не только закрепление правильной осанки у детей, это прекрасная профилактика ожирения, снижение риска возникновения сердечных заболеваний, активизация обмена веществ, снятие нервного напряжения. Полчаса, потраченных утром на зарядку, позволят ребенку полностью проснуться и получить запас бодрости на целый день.

Жаль, но многие родители не понимают всю важность спортивных занятий дома. Ведь их ребенок посещает уроки физкультуры в учебном заведении. Врачи постоянно напоминают, что одних занятий физкультурой в школе недостаточно. Дети любого возраста должны много двигаться – не менее трех часов в день.

А что происходит на самом деле? Каков режим дня у вашего ребенка? Сколько времени он проводит сначала за школьной партой, потом за компьютером? Многие родители даже в школу подвозят ребенка на машине. Детские врачи бьют тревогу – наши дети мало двигаются, а это означает, что страдает не только их осанка, но и их здоровье. Вниманию наших читателей мы предлагаем комплекс эффективных упражнений для осанки и очень надеемся, что вашим детям он понравится.

Комплекс упражнений на улучшение осанки для детей 7-10 лет – 15 упражнений

Гимнастика на укрепление осанки — 15 упражнений

  1. Во время глубокого вдоха ребенок приподнимается на цыпочки и тянет свои руки вверх . Делая выдох, медленно опускается на всю стопу. Повторяется упражнение десять раз.
  2. Наклоны головы в разные стороны с возвратом (на несколько секунд) в начальное положение. Следующий этап — круговые движения головой. Сначала в одну, потом в другую сторону. Делать это упражнение можно не более двух минут.
  3. Разминаем руки и плечи. Ребенок поочередно поднимает правое и левое плечо . Затем оба плеча вместе. Далее следуют движения руками – махи вверх, круговые движения. «Плывем» брасом и кролем. Упражнение нужно выполнять медленно.
  4. Разминаем мышцы спины. Руки на пояс, выполняем наклоны в разные сторон ы по пять раз. Всего двадцать наклонов. Шаг на месте. Три минуты шагаем, приподнимая колени на максимальную высоту. Пять раз подпрыгиваем на одной и другой ноге. Затем делаем пять прыжков на обеих ногах. На последнем этапе выполняются прыжки с поворотом на 180 градусов. Длительность: 3-5 минут.
  5. Сцепляем пальчики в замочек и вытягиваем (максимально далеко) ручки вперед. Руки, сцепленные в замок, опускаем вниз и пытаемся дотянуться до пола ладошками.
  6. Расставляем пошире ноги, руки вытягиваем вперед, спину держим прямо и начинаем приседать . Ребенок должен выполнить 10-15 приседаний.
  7. Вспомним наших бабушек. Кладем на голову ребенка мешочек с песком (можно книгу). С мешочком на голове ребенок должен сделать несколько кругов по комнате . Идти надо, постепенно увеличивая скорость. Падение мешочка означает нарушение осанки.
  8. Зажимаем между коленями обычный мяч. Расправив плечи, медленно приседаем, упираясь руками в бока . Во время упражнения следим за спиной, она должна быть ровной. Количество приседаний: 10-15.
  9. Упражнение «Ласточка» . Занимаем позицию: руки разводим в стороны, поднимаем правую ногу, наклоняя при этом корпус. Тело ребенка должно быть параллельно полу. В такой позе нужно продержаться как можно дольше. Затем сменить ногу.
  10. Ребенок становится спиной к ровной поверхности (стене). Его затылок, лопатки и пятки плотно прижаты к стене. В данном положении необходимо постоять две минуты, отойти от стены. Зафиксировать положение тела и постараться продержаться в нем как можно дольше.
  11. «Веселая птичка». Упражнение делается на ковре. Лежа на животе, ребенок разводит руки в стороны. При этом его ноги должны быть сжаты вместе. Прижавшись всем телом к полу, он приподнимает голову и грудь. Теперь он птичка, у которой есть крылья – руки. Он должен ими махать, чтобы улететь в теплые края. Плечи поднимать высоко во время выполнения упражнения нельзя. Махающие движения прекратить через минуту, опустить грудную клетку и голову. Повторить «полет» несколько раз.
  12. «Любознательный щенок» . Ребенок должен встать на колени и обеими руками упереться в пол. Оставляя спинку прямой, нужно повернуть туловище вправо – осмотреться. Повернуть туловище влево, осмотреться. Вернуться в начальное положение. Движения повторить 10 – 15 раз.
  13. «Пограничник в дозоре» . Лечь на живот, правую руку прижать к телу, приставить ладошку левой руки к глазам (козырьком). Посмотреть в разные стороны, поменять руки местами. Ребенок должен представить себя пограничником, который находится в дозоре. Дети более охотно выполняют упражнения, которые несут смысловую нагрузку.
  14. «Человек-амфибия» . Наверное, каждый ребенок в этом возрасте уже смотрел фильм и прекрасно представляет себе, как плывет человек-амфибия. Поэтому выполнить это упражнение ему не составит особого труда. Ребенок должен лечь на живот, вытянуть руки вперед. Ноги должны быть прямыми, прижатыми друг к другу. Махом поднять руки вверх. Занять начальное положение. Поднять прижатые друг к другу ноги. Чем выше – тем лучше. Ребенок должен представить себе выпрыгивающую из моря рыбку.
  15. Закончить данный комплекс можно простым упражнением «Оловянный солдатик» . Ребенок должен вытянуться по стойке «Смирно!», напрягая при этом все мышцы. Через десять секунд по команде «Вольно!» ребенок выдыхает и расслабляется. Выполнять 2-3 минуты.

Заниматься гимнастикой нужно на голодный желудок. Вечером за час-два до сна. Закреплять комплекс следует 15-30 дней. Дети в этом возрасте очень быстро втягиваются в процесс и сами начинают напоминать родителям о гимнастических занятиях.

Главное правильно настроить ребенка. Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие. Поэтому специалисты рекомендуют периодически менять упражнения, усложняя их. Проводить гимнастику нужно в хорошо проветренной комнате. Желательно приобрести специальный спортивный коврик.

Все пятнадцать упражнений в один комплекс сразу включать не стоит. Ребенок может устать.

Не забывайте хвалить свое чадо. Во время гимнастики рассказывайте ему интересные и поучительные истории. Данные упражнения — это хорошая .

Еще раз хотим напомнить, что именно в этом возрасте у детей укрепляются скелетные мышцы и позвоночник.

Советов для родителей от специалистов:

  • Следите за тем, как ваш ребенок сидит за столом. Спина у него должна быть ровной.
  • Купите ребенку качественный рюкзак, а при переносе любых тяжестей старайтесь равномерно распределять вес в обе руки.
  • Во время выполнения домашнего задания, при игре на компьютере — ребенок не должен низко склонять голову. Через 15-20 минут необходимо менять положение тела, подтягиваться, делать несколько простых упражнений для осанки. Например: два три поворота в разные стороны. Можно встать и просто походить по комнате, следя за своей осанкой.
  • Постель у детей должна быть жесткой. Подушку нужно выбирать низкую.
  • Старайтесь, чтобы ваш ребенок больше времени находился на свежем воздухе, играл в подвижные игры, в теннис, футбол, катался на коньках, роликах, велосипеде.
  • Научите ребенка почаще смотреть на себя в зеркало. Покажите ему, что такое правильная осанка.
  • Ну, а самое главное – выполняйте упражнения для укрепления осанки вместе со своими детьми. Поверьте, вам эти занятия тоже пойдут на пользу!

Лучше всего делать гимнастику с музыкальным сопровождением. А подобрать подходящие мелодии может сам ребенок. Детям в возрасте семи лет специалисты рекомендуют проводить двадцатиминутные тренировки – утром и вечером. Детям постарше комплекс можно дополнять более сложными упражнениями, а время занятий постепенно увеличивать.

Всем добрейшего дня и чудесного настроения! Надеюсь, вы начали утро с семейной зарядки? Хорошенько потянулись, сделали 2-3 упражнения для укрепления мышц спины для детей и вас самих? Снова слентяйничали и говорите, что начнёте с понедельника? А вот я рекомендую приступать прямо сейчас!

Когда гуляете с ребёнком, вы наверняка обращаете внимание и на детвору, бегающую по улицам. Вон вышагивает стройная девчушка, а рядом чуть сгорбленный под весом школьного ранца и сумки с обувью мальчик. Ну она-то наверняка ходит в гимнастику или танцы, а вот мальчик за осанкой совсем не следит.

Когда вырастет и станет мужчиной, даже при высоком росте он не будет выглядеть статным. Привычка сутулиться идёт с детства, а значит нужно срочно от неё избавляться. Даже если ваш малыш совсем ещё крошка, поверьте, укреплять мышцы спины уже пора. О том, как это сделать в домашних условиях, сегодня и поговорим.

Для самых крошечных «ласточек»

Педиатры утверждают, что гимнастику с ребёнком нужно начинать уже с 6 месяцев. Не спешите приступать сию секунду. Для начала проведём небольшой тест на готовность: кладём грудничка на животик, затем аккуратно поднимаем обеими руками за талию. Если мышцы спины достаточно крепки, ребёнок «изобразит» что-то вроде позы ласточки. Плохо развитые мышцы не дадут удерживать малышу тело на весу прямо, держа и головку, и ножки на одном уровне. Это тревожный сигнал. С таким крохой нужно начать заниматься как можно скорее.

Вот несколько полезных упражнений для малышей до года, которые помогут укрепить спинку. Берите на заметку, дорогие, и не забывайте их регулярно выполнять. Для малышей с ДЦП эти упражнения также подойдут и помогут постепенно укреплять слабенькие мышцы.

  • Покачивания на гимнастическом мяче. Положите кроху на живот на мячик и, придерживая его за подмышки, начинайте покачивать взад-вперёд. При этом можно напевать любимую песенку ребёнка, рассказывать стишки, потешки или просто с ним разговаривать. Скоро это станет любимым домашним «аттракционом» малыша, и в плане развития мышц спинки принесёт свои плоды.
  • Ели предыдущее упражнение вы уже хорошо освоили, давайте его усложним. Теперь кроху будем придерживать за бёдра и откатывать мяч от себя и вновь приближать. При откатывании, малыш должен прогнуть спинку.
  • Возьмите ребёнка на руки, спинкой к себе. Держа его за попу и ножки, начинаем наклоны вперёд. При этом мышцы малыша напрягутся, чтобы удержать торс на весу. Чтобы кроха не испугался, сначала немного подстрахуйте его.

Не забывайте и о регулярном массаже: растирайте, разминайте, поглаживайте спинку, поясничку, шейку малыша. Пусть это станет своеобразной растяжкой и расслаблением после упражнений.

Рубим дрова и взлетаем на самолёте

С 3 до 5 лет , когда ребёнок уже готов к более интенсивным нагрузкам, нужно уделять укреплению спины особое внимание. Здесь вас ждут следующие весёлые упражнения. Лучше их выполнять всей семьёй. Так и веселее, и эффективнее.

«Самолётик». Встаньте прямо, ноги вместе, руки-крылья разведены в стороны. Теперь начинаем повороты корпуса вправо и влево, иногда совершаем «планирование» и те же движения выполняем в диагональной плоскости. Прилетели? Тогда пойдём рубить дрова!

Итак, упражнение «Лесоруб». Ноги на ширине плеч, руки наверху в «замочке», представьте, что в них зажат топорик. И резкими взмахами опускаем его на воображаемые дрова. Получилось? Теперь ложимся на пол и превращаемся в ласточек. Ложимся на живот, руки чуть в стороны. Начинаем подъёмы корпуса вверх, руки слегка отводим назад. Можно и усложнить: приподнимать и ноги и верхнюю часть туловища. Три-четыре, закончили упражнения. Похвалите себя и ребёнка и не забудьте повторить завтра, сделав на 1-2 подхода больше.

Разбавим «сидячие» школьные будни

В младшем школьном возрасте, примерно в 6 лет, нужно определиться со спортивной секцией, которую будет посещать ребёнок. Сейчас малыш будет много времени проводить в сидячем положении, как в школе, так и дома за уроками. Плюс груз знаний в виде тяжёлого рюкзака с учебниками. Так и до сколиоза недалеко. Поэтому обязательно продолжаем делать зарядку, небольшие физкультминутки в перерывах между выполнением домашних заданий, посещаем группы общего физического развития, детского фитнеса или гимнастики.

Чтобы ребёнок не отлынивал от занятий, когда вас нет дома или вы заняты, запишите для него обучающее видео с упражнениями. Так будет гораздо нагляднее и веселей. А теперь, мамочки-тренеры, собственно и сами упражнения для детишек от 6 до 8 лет.

  • Приседания около стены, не отрывая от неё спину и затылок.
  • Хождение с мешочком с песком или солью на голове (для разнообразия можно ходить вокруг стула/стульев, слегка пританцовывать, стараясь не уронить «груз», как актёры индийского кино).
  • Езда на велосипеде лёжа (вы думали, это упражнение на пресс? Да, но оно и спинные мышцы отлично укрепляет).
  • Кошачьи прогибы спины вверх/вниз.
  • Подъём прямых ног лёжа на спине и касание носочками пола за головой (аккуратнее, это упражнение можно выполнять только после разминки, чтобы не повредить мышцы).
  • Мостик (упрощённый вариант). Руки здесь не задействуем. Лёжа на спине выгибаем её вверх, как будто вы небольшой мостик над ручейком).
  • Лодочка. Лежим на животе, отрываем от пола вытянутые руки и ноги, покачиваемся, как на волнах.

Первый мой тренер

Начиная с 10 лет, двигательная активность ребёнка всё более возрастает. Старайтесь в тёплое время года больше времени проводить на улице, играя в подвижные игры всей семьёй. Уличные спорткомплексы, стадионы должны стать вашей постоянной средой обитания весной и летом.

Мышцы спины хорошо задействованы при беге. Поэтому, выезжая на пикник, берите с собой мяч, гоняйте в футбол, играйте в догонялки. Сейчас формируется привычка к спорту на всю жизнь, поэтому подавайте хороший пример, занимайтесь физкультурой и дома.

Эффективное упражнение на выносливость и укрепление мышц спины – планка. Стоя на локтях и носочках ног стараемся удерживать тело в ровном положении, таз должен быть на одной линии с пятками и головой, не свешиваться вниз и не выпячиваться кверху. Начните с 20 секунд, затем постепенно увеличивайте время.

Разнообразные наклоны, в том числе и с отягощением (небольшими гантельками), повороты с ними же, приседания, мостик (только уже настоящий – на руках и ногах) помогут поддерживать мышцы спины, тренировать их, формировать правильную осанку.

Объясните своему школьнику, что сидение за компьютером – не лучшее времяпрепровождение, подавайте пример и скоро ваш ребёнок разбудит вас в 5 утра со словами: «Мам, пап, а на пробежку?» Вы – лучший и главный тренер в жизни своего чада, так выполняйте свою работу усердно и с любовью!

На сегодня упражнения мы закончили, переходим к водным процедурам. Скоро увидимся!

Статья взята с сайта: http://massageonline.ru/?p=882

АВГ 25 2011

http://massageonline.ru/?p=882

Для того чтобы решить вопрос, есть ли у вашего малыша достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте. Попробуйте протестировать мышцы спины.

К основным мышцам спины относятся:

Трапециевидная мышца, которая начинается от затылочной области и занимает верхнюю часть спины и действует на смещение лопаток и разгибание головы.

Широчайшая мышца, которая занимает нижнюю часть спины и боковую часть груди, сокращаясь, она опускает поднятую руку или подтягивает туловище к конечностям.

Мышца, выпрямляющая позвоночник, которая располагается вдоль позвоночного столба и выполняет функцию по своему названию.

Проводится тестирование с 6 месячного возраста. Лежащего на животе ребенка приподнять над поверхностью стола или пола, удерживая его руками за талию. Малыш должен удержаться навису, выпрямляя спину до позиции ласточки.

Теперь приступайте к тренировкам, в процессе которых, вы можете периодически возвращаться к предложенному тесту, оценивая результаты ваших занятий с ребенком.

Упражнения для мышц спины грудничка

=== Для укрепления мышц спины начните тренировать ребенка в момент, когда он находится у вас на руках. Для этого носите малыша в течение дня спиной к себе, удерживайте его рукой в области таза и ног. Попробуйте вместе с ним наклониться слегка вперед и выпрямиться.

При этом стремитесь, чтобы он научился удерживать верхнюю половину туловища в вертикальном положении самостоятельно. Повторите упражнение 3-5раз, не забывайте вначале подстраховать ребенка.

Полезны для мышц спины упражнения на гимнастическом мяче. Положите ребенка на мяч на живот ногами к себе. Удерживайте его в начале в подмышечной области. Проведите прокатывающие движения по направлению от себя, затем к себе. Нужно достичь умения ребенка прогнуться в спине в виде лодочки. В этом положении необходимо задержаться до 8-10 сек. Повторите упражнение 3-5 раз.

Затем, смените направление движения из стороны в сторону, далее по кругу по часовой и против часовой стрелки. Эти движения делаем так же 3-5 раз.

Если предыдущее упражнение у ребенка стало хорошо получаться, усложните его. Для этого попробуйте удерживать малыша не в подмышечной области, а в области бедер. Проведите прокатывающие движения по направлению от себя и задержитесь для того, чтобы ребенок попробовал самостоятельно удержать навису верхнюю половину туловища до 3-5 сек. Вернитесь в исходное положение для отдыха ребенка. Повторите упражнение 3-5 раз.

Массаж спины

Массаж спины необходим для укрепления мышц. Это особенно важно, т.к. малыш в этом возрастном интервале учится сидеть самостоятельно. Нужно, чтобы он быстро научился держать ровно спинку, чтобы нагрузка на позвоночный столб правильно распределялась и помогала формироваться физиологическим изгибам позвоночника.

Положите малыша на живот ногами к себе.

Первый прием поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.

Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер в бок.

Следующий прием растирание. Подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями пройдите около позвоночника по обе стороны снизу вверх.

Повторите прием 2-3 раза.

При этом область самого позвоночника массировать не рекомендуется. Далее смените направление растирающих движений. Теперь ваши пальцы должны двигаться от позвоночника в бок, по ходу межреберных промежутков.

Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Следующий прием разминание. Разминаются мышцы боковой поверхности туловища по направлению снизу вверх. При этом ваши руки захватывают и слегка оттягивают мышц. Затем совершают S-образные разнонаправленные движения, медленно продвигаясь вдоль туловища. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

By Доктор Гореликова http://massageonline.ru/?cat=6, Tags: ,http://massageonline.ru/?tag=massag

Поделиться: