Виды техники в физических упражнениях. Теория

Техника физических упражнений - способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с большей эффективностью.

Основа техники - совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательных задач движений.

Основное звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Детали техники - это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основу техники).

В физическом упражнении выделяют три фазы : подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.) .

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники : 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники; 3) разница между реальным результатом и возможным.

Эффекты упражнений, нагрузка и отдых как компоненты упражнений .

Эффект физических упражнений (ближайший и следовой) определяется его содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Ближайший эффект – процессы, происходящиев организме непосредственно во время выполнения упражнения и изменения функционального состояния организма, возникающие к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовой эффект упражнения - отражение воздействия упражнения, остающегося после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики восстановительных процессов.


Кумулятивный эффект системы упражнений выражается в адаптации (приспособление), тренированности, повышении физической подготовленности.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации , или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений - кумулятивно-хронический эффект .

- это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

бывает: 1) стандартной - одинаковой по своим внешним параметрам (скорости, темпу движений и др.); 2)переменной (вариативной) - изменяющейся в ходе выполнения упражнения.

Непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих способностей.

характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный , когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившегося в результате работы.

В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различаюттипы интервалов отдыха: 1) субкомпенсационные (неполные); 2)компенсационные (полные); 3) суперкомпенсационные (экстремальные); 4)постсуперкомпенсационные .

При субкомпенсационном (неполном ) типе интервала отдыха очередное выполнение упражнения приходится на период более или менее значительного недовосстановления работоспособности.

Компенсационный (полный) ординарный тип интервала отдыха обеспечивает восстановление работоспособности до исходного уровня. У занимающихся, появляется чувство готовности к работе. Подобные паузы отдыха, применяются при развитии мышечной силы, быстроты и ловкости. Они дают возможность поддерживать высокую скорость бега, точность передач и силу удара по мячу в футболе, заданный темп в гребле и т.д.

Суперкомпенсационный (экстремальный) тип интервала отдыха - это такой, при котором очередное выполнение упражнения совпадает с фазой повышения работоспособности. В этом случае у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению следующего задания. Выполнение работы в фазе повышенной работоспособности содействует развитию в основном тех же качеств, что и при полных интервалах отдыха. У разных лиц в зависимости от их физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин).

Постсуперкомпенсационный (длинный) тип интервала отдыха, при котором очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдущего выполнения задания почти утрачены. Эффект, достигнутый с помощью того или иного интервала непостоянен. Он изменяется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода.

По своему характеру отдых может быть: 1) пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности); 2) активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление (например, в беге - спокойная ходьба, в плавании - неторопливые движения в воде и т.п.).

Смешанный (комбинированный) отдых - это сочетания активного и пассивного отдыха.

Техника -- способ выполнения движения для решения двигательной задачи (например, метание на дальность способом «из-за спины через плечо»).

Критерием оценки эффективности техники физических упражнений является внешняя форма (фигурное катание на коньках), количественный результат (прыжки, метание, бег и др.) или выполнение двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений различают основу, определяющее звено, детали.

Основа техники -- это главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Определяющее звено техники -- это наиболее важная и решающая часть основы техники данного движения (конечное усилие при броске в метании на дальность). Выполнение определяющего звена происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники -- это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники (для сохранения равновесия после броска в метании поменять ноги перескоком или приставить одну ногу к другой). Детали техники зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется. В ациклических движениях (метание, прыжки и др.) различают три фазы: подготовительную, основную (главную) и заключительную. Все фазы взаимосвязаны, протекают слитно и обусловливают друг друга, но каждая из них имеет особое назначение. Подготовительная фаза обеспечивает наиболее выгодные условия для выполнения основной фазы. Например, в метании на дальность движение руки и туловища при замахе (подготовительная фаза) совершается в противоположную сторону, чем при броске (в основной фазе). При этом растягиваются те мышцы, которые в основной фазе должны быстро и сильно сократиться. Удлинение пути движения руки обеспечивает дальность полета мяча. Основная фаза направлена на решение главной двигательной задачи (в метании выбросить предмет). В этой фазе важно рационально использовать движущие силы в соответствующем месте, направлении и в необходимый момент. Основная фаза составляет сущность способа выполнения упражнения. Задача заключительной фазы -- затормозить движение и сохранить равновесие (не переступить через линию после броска в метании на дальность).

В упражнении выделяют также элементы. Например, в метании в цель -- исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия. Пространственная характеристика включает исходное положение, положение тела и его частей во время выполнения упражнения, траекторию.

Исходное положение -- расположение частей тела перед началом упражнения. Оно выражает готовность к действию, создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнений и обеспечения результативности последующих движений (отставление ноги назад при метании на дальность позволяет правильно выполнить замах, в результате этого увеличивается дальность броска). Изменением исходного положения тела и его частей можно усложнить упражнение, усилить нагрузку на мышцы и оказать положительное влияние на организм (повороты вправо и влево, сидя на скамейке, усиливают работу мышц живота). Относительно неподвижное положение тела или его частей в процессе выполнения физических упражнений достигается за счет статического напряжения мышц. От сохранения нужного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых физических упражнений. Так, низкая стойка конькобежца, лыжника, посадка велосипедиста уменьшают сопротивление воздуха и тем самым способствуют увеличению скорости передвижения.

В технике некоторых упражнений имеет значение определенное положение головы (при ходьбе по скамейке, бревну для сохранения равновесия необходимо голову держать прямо). К положению тела и его отдельных частей в фигурном катании, в художественной, спортивной гимнастике предъявляются специальные эстетические требования -- оттянутые носки, прогнутое туловище и другое.

Путь движущейся части тела или предмета называют траекторией. В траекторий выделяют форму, направление н амплитуду движения. По форме траектории движения бывают прямолинейные и криволинейные. При ударе по подвешенному мячу используют прямолинейное движение. При всех переменах направления происходит криволинейное (петлеобразное) движение (метание в цель). Общий путь криволинейного движения по сравнению с прямолинейным более длинен. Сложность формы траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще. Например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

От направления, которое придается движущемуся телу (или его части) или предмету, зависят успешность выполнения двигательной задачи (попадание в цель) и эффективность воздействия физических упражнений на развитие отдельных мышц. Направление движения определяется по отношению к собственному туловищу (руки вперед) или к внешним ориентирам (метание через веревку). Основными направлениями движений принято считать вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Направление сгибательных движений определяется по плоскости тела. Применяются термины «вперед» , «назад» -- для движений в боковой (передне-задней) плоскости (наклон туловища вперед-назад); «вправо», «влево» -- для движений в лицевой плоскости (наклон в сторону); «направо», «налево» -- для вращательных движений в горизонтальной плоскости (поворот направо, налево). Применяют также промежуточные направления (например, вполоборота направо и др.). Ведущую роль в контроле за направлением движения играет зрение. В связи с этим при быстрых и сильных изменениях направления движение головы несколько опережает движение остальных частей тела.

Амплитуда движения -- это величина нута перемещения частей тела. Она может определяться условными обозначениями (полуприседание), а также с помощью внешних ориентиров (при наклонах дотронуться до пола) и ориентирами на собственном теле (при наклонах хлопнуть по коленям), угловыми величинами (градусами), линейными мерами (длина шага). Амплитуда движений зависит от строения костей и суставов, эластичности связок и мышц. Различают активную подвижность сочленений, достигаемую произвольным сокращением мышц, и пассивную, вызванную действием внешних сил (партнер). Величина пассивной подвижности больше активной. В жизни максимальная физиологически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, довести движение до крайних границ, то можно повредить мышцы и связки. Кроме того, после выполнения движения с большой амплитудой трудно плавно изменить его направление. Полный объем подвижности в суставах используют тогда, когда требуется предварительно растянуть те мышцы, которые в дальнейшем должны быстро и сильно сократиться, а также для растягивания укороченных мышц, увеличения гибкости, корригирования дефектов осанки, укрепления сводов стопы. Для обозначения движений с разной амплитудой применяют термины «размашистые», «мелкие». Размашистыми называют движения с большой, мелкими -- с малой амплитудой. Неточными называют движения, при которых направление или амплитуда движения не соответствует поставленной двигательной задаче. Скорость и ускорение являются пространственно-временными характеристиками движения тела.

Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом (или его частями), к затраченному на это времени. Если скорость постоянна во всех точках пути, то движение называют равномерным, если она изменяется, движение называют неравномерным.

Изменение скорости в единицу времени называется ускорением. Оно может быть положительным (с увеличением скорости) и отрицательным (с уменьшением скорости). В процессе выполнения движений могут изменяться и скорость, и ускорение. Если движения выполняются без резких изменений скорости (с малым ускорением), их называют плавными. Резкими называют движения, которые начинаются сразу с больших скоростей, движения неравномерно ускоренные и неравномерно замедленные или если движения мгновенно прекращаются. Движения с постоянной скоростью или постоянным ускорением встречаются редко. В хорошо выполненном физическом упражнении, как правило, не бывает внезапных, резких изменений скорости.

При выполнении движений различают скорость движения всего тела и отдельных его частей. Скорость передвижения всего тела зависит не только от скорости движения отдельных частей, но и от других факторов (сопротивление внешней среды и др.). Различают скорость оптимальную и максимальную. Чем скорость выше, тем выше результат. Однако для достижения наибольшего результата часто важна не максимальная, а оптимальная для каждого человека скорость движения. Скорость движения может быть свободной (при подъеме в гору) и вынужденной (при спуске с горы). В практике физического воспитания необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или уменьшать ее (ходьба с ускорением или замедлением темпа). К временным характеристикам относятся длительность выполнения упражнения и его элементов, отдельных статических положений и темп движения. На выполнение различных упражнений (прыжки, метание) затрачивается разное время. Отдельные элементы техники выполняются с разной длительностью (замах при метании выполняется медленнее, чем бросок). Зная величину длительности упражнения, можно определять общий объем физической нагрузки, его отдельных элементов и регулировать его. Под темпом понимают частоту повторения циклов движений, или количество движений в единицу времени (темп ходьбы 120--140 шагов в минуту). Темп движения зависит от массы движущейся части тела.

Например, при движениях пальцев рук можно поддерживать более высокий темп (8--10 движений в секунду), чем при движении туловища (1--2 движения в секунду) . С изменением темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, при темпе 180--200 шагов в минуту ходьба переходит в бег. Изменение темпа движений приводит к усилению или уменьшению физической нагрузки. Движения могут выполняться и в индивидуальном темпе.

Ритм -- это чередование мышечного напряжения и расслабления. В освоенных движениях ритм приобретает устойчивый характер. Ритмические движения выполняются легко, поэтому долго не вызывают утомления.

На выполнение физических упражнений влияют многие факторы, в частности внутренние и внешние силы. К внутренним силам откосятся пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность, вязкость мышц и др.), активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц), реактивные силы (отраженные силы, возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями).

К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека извне: сила тяжести собственного тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды (воздуха, воды, песка, пола, грунта) и физических тел (предметы, партнеры в парных упражнениях), сила тяжести снаряда (набивной мяч, гантели), инерционные силы.

При правильном выполнении физических упражнений наблюдается наиболее рациональное соотношение всех взаимодействующих сил.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке опреде­ленную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футболь­ному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокуп­ность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой об­щей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения называют опе­рациями (рис. 4.1.).

Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структу­ру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техникой физических упражнений. Опредение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий изучения его техники в педагогическом аспекте. Это подразумева­ет выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный спо­соб выполнения действия, и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритмических признаков движений, характеризующих выполнение опера­ций.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движе­ния в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

ОСНОВА ТЕХНИКИ - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом "перешагивание" основой техники бу­дут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через план­ку, приземление.

ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравни­тельно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ - это второстепенные особенности движения, не нарушаю­щие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающе­гося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия на­чинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ве­дущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

поиском более совершенных способов выполнения движений;

1.Понятие техника физического упражнения и ее основных характеристик (пространственных, временных, динамических).

Техника физических упражнений – это те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью.

Техника относится не ко всяким,а лишь к эффективным формам физических упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений.

Она беспрерывно совершенствуется и обновляется становясь более эффективной, причем как и у отдельного человека так и в целом. Прогресс техники физических упражнений обусловлен совершенствованием специального инвентаря и оборудования.

Существует образцовая (эталонная) техника спортивных действий. Однако практически каждый спортсмен использует свою индивидуальную технику, представляющую собой образцовую, приспособленную к особенностям физического развития и психомоторным качествам данного спортсмена.

Основа техники движений – это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие необходимы для решения двигательной задачи определенным способом. Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двигательной задачи.

Главное звено техники движений – наиболее важная часть данного способа выполнения двигательной задачи.

К деталям техники движений обычно относят ее отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера.

Структурная основа техники движений – закономерный, относительно устойчивый порядок объединения отдельных моментов, сторон и комплексных черт системы движений в составе целостного двигательного акта.

Основа характеристик(пространственных, временных, динамических). Эти грани структуры не существуют отдельно изолированно друг от друга.

Пространственные характеристики. Пространственно техника физических упражнений характеризуется:

1.Рациональное взаиморасположение двигательного аппарата, обеспечивающее целесообразное исходное положение перед началом действия и оперативную позу в процессе его выполнения;

2.Соблюдение оптимальной траектории движений.

Выбор правильного положения тела и его частей имеет существенное значение для эффективности физического упражнения. От этого зависят:
а) условия работы мышц (так, в каждом суставе может быть найден такой угол сгибания, при котором мышечное усилие может достигнуть максимальной величины);
б) условия работы внутренних органов (при согнутом положении тела, например, затрудняются условия дыхания);
в) амплитуда движений (например, чем больше будет угол наклона тела при беге, тем больше может быть длина шага);
г) направление движения (например отклонение руки от правильного положения при метании существенно отразится на направлении полета снаряда);
д) скорость движения (так, скорость движения согнутого или сгруппированного тела может быть большей, чем выпрямленного);
е) сопротивление внешней среды (от положения тела будет зависеть величина сопротивления воздуха при езде на велосипеде или сопротивления воды при плавании );
ж) выразительность движений (например, в гимнастике, художественной гимнастике, фигурном катании на коньках).

Пространственно-временные характеристики . Ими определяется характер перемещения тела и его частей в пространстве: скорость, ускорение, замедление. От скорости и ускорений движений зависят особенности проявления действующих сил. При медленных, движениях возможно более полное проявление мышечной силы. При быстрых и ускоряющихся движениях длительность мышечных усилий уменьшается и развиваются инерционные и реактивные силы. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе упражнения, результат многих двигательных действий (бега, плавания, прыжков, метаний и др.).
Временные характеристики . К ним относятся длительность движений, темни в известной мере ритм. Длительность упражнения в целом (бега, плавания, прыжков со скакалкой и т. п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия. Например, гимнастический элемент на снаряде может не получиться, если не будет выдержана должная длительность сгибания или разгибания тела. Выполнение движений с различной длительностью развивает чувство времени.

Динамические характеристики отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Главной внутренней силой является сила мышечного напряжения. От нее зависят в основном все рассмотренный характеристики движений. Она является их первоисточником.

Мышечные усилия определяют также физиологическую нагрузку упражнения. Во многих случаях мышечная сила, вызвавшая движение какого-либо звена тела, отраженно порождает еще одну внутреннюю силу реактивную. Например, при резком взмахе рукой в горизонтальной плоскости, вызванном быстрым и кратковременным напряжением мышц, движение руки будет продолжаться по инерции, и эта сила может быть передана на туловище, вызывая его движение (поворот). Эти силы возникают при движениях скоростно-силового характера. Мастерство владения техникой таких действий во многом будет зависеть от того, насколько человек научился управлять внутренними (инерционными и реактивными) силами и использовать их. Реактивная передача усилий крупных групп мышц ног и туловища, например, определяет силу удара в боксе или начальную скорость вылета ядра.

Активные силы мышц и вызываемые ими инерционные и реактивные силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействий с внешними силами. К ним относятся: сила реакции опоры, сила тяжести (гравитационные силы) и сила сопротивления внешней среды. В условиях земного притяжения техника двигательных действий рассчитана на действие силы тяжести. Использование этой силы имеет большое значение для эффективности двигательных действий (например, для маховых упражнений на гимнастических снарядах). От силы реакции опоры зависят результаты большинства действий, связанных с перемещением тела в пространстве. На эффективность двигательных действий могут существенно влиять силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега и др.), что учитывается при научной разработке спортивной техники. Влияние этих сил может существенно повысить нагрузку в процессе упражнений.
Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (бег, плавание, гребля и т. п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа движений.

Особое значение имеет ритм двигательного акта. Под ритмом понимается закономерное для данной техники распределение во времени ее частей (фаз). Ритм может быть только в сложных действиях, когда есть не одно единственное движение (например, наклон), а несколько последовательно протекающих. В этих случаях решающее значение имеет определенное соотношение длительности выполнения частей (фаз) между собой.

Билет 19(2)

Формы занятий физическими упражнениями. Урок как основная форма занятий, ее структура. Общая и моторная плотность урока и методика их определения.

В процессе физического воспитания школьников используются разнообразные формы занятий физической культурой: урок, самостоятельные занятия, соревнования, походы. Организуются они одинаково: подготовительная, основная и заключительная части. Занятие начинается с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка постепенно и разносторонне действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнить к основной части занятий. Разминка длится около 10 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части - постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление. От соблюдения правил проведении занятий зависит успешность освоении физических упражнений, развитие силы, ловкости, гибкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма создает наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Урок проходят в течение строго установленного времени., с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утвержденным государственным программам. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом, каждая группа выполняет свое отдельное задание. При индивидуальной методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно свое задание.

Общая плотность урока определялась отношением рационального использованного времени (время двигательных действий, время вспомогательных действий и время на осмысление) к общему времени занятия.

Моторная плотность складывалась из отношения времени двигательных действий к общему времени занятия.

Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

Общая сумма времени, затраченного рационально X 100%

Однако, определяя общую плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству учителя, его организаторским способностям. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на уcтановку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий, постановку задач, сообщение следующего задания и др.

Поэтому, кроме общей плотности занятия, определяют и ею моторную (двигательную) плотность.

Моторная Сумма времени, затраченного на выполнение упражнения. X 100%

плотность = урока 45 минут (время урока)

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя.

Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 % , в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Билет 19(3)

В основе понятия ин­тервальной тренировки лежит увеличение показателей сердечно­сосудистой системы в начале интервала отдыха после достаточно интенсивной работы. Если время отдыха подобрать таким обра­зом, чтобы показатели деятельности сердечно-сосудистой систе­мы существенно не снижались, а работоспособность частично восстанавливалась, то можно добиться максимального воздейст­вия на сердечно-сосудистую систему. Для этого длина отрезков должна составлять 75-150 м, интервалы отдыха - 30-60 с, частота пульса - 180 уд/мин после проплывания и 120-130 уд/мин перед проплыванием отрезка. Изменение этих параметров приведет к тому, что воздействие на сердечно-сосудистую систему будет сни­жено и основная направленность тренировки будет иной.

Интервальный метод: его преимущество: высокая интенсивность при больших объемах. Удобен для планирования, контроля и коррекции нагрузки. Быстрое развитие работоспособности. Недостаток: опасность переутомления в зоне спринтерских дистанций. Направленность: развитие выносливости во всех зонах, кроме зоны коротких спринтерских дистанций 25-50м.

Интервальные методы . Равномерный интервальный метод харак­теризуется постоянными величинами длины отрезка, интервалов отдыха и скорости плавания. Примером так называемых «прямых серий» могут служить 10 - 20x50 м, 8 - 15x100 м.

Переменный интервальный метод насчитывает большое количе­ство вариантов:

1- постоянное увеличение скорости. Каждый последующий от­резок проплывается быстрее предыдущего;

2- ритмическое изменение скорости. Серия 12x50 м выполняет­ся как 3x4x50 м с увеличением скорости от 1-го отрезка к 4-му, от 5-го к 8-му и т.д.;

3- серийный (инервально-повторный). Серия 12x50 м выпол­няется как 2 серии по 6x50 м; интервалы отдыха между отрезка­ми - 20 с, между сериями - 5 мин;

4- увеличивающиеся интервалы отдыха. Серия 18x50 м разбива­ется на 3 - по 6 отрезков в каждой: 6x50 м в режиме 50 с + 6x50 м в режиме 1 мин + 6x50 м в режиме 1 мин 20 с. Увеличение интервалов отдыха должно сопровождаться значительным приростом скорости;

5- сокращающиеся интервалы отдыха. Серия 20x50 м выполня­ется как 10x50 м в режиме 1мин 30 с + 5x50 м в режиме 1 мин 10 с + 5x50 м в режиме 45 с. Этот вариант труднее предыдущего; в нем также нужно добиваться улучшения результатов - например, с 40

6- «симулятор» (дробное плавание). Соревновательная дистан­ция разбивается на 3-4 отрезка с короткими (10-20 с) интервала­ми отдыха: а) 800 м - 400 + 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха - 15 +10 + 5 с; б) 400 м = 200 + 100 + 100 м; интервалы отдыха - 10 + + 5 с; в) 200 м = 100 + 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха - 10 + 5 + 5 с; г) 100 м = 50 + 25 + 25 м; интервалы отдыха - 5 с. Применяется для отрабатывания оптимального графика прохождения соревнова­тельной дистанции. Первый отрезок обычно составляет половину дистанции; каждый последующий либо равен предыдущему, либо меньше него;

7- «горка» (изменяющаяся длина отрезка). В таких упражнени­ях варьируются длина отрезка, скорость, а иногда и интервалы от­дыха. Типичные примеры «горок»: а) 200 + 150 + 100 + 75 + 50 м; б) 4x400 м, интервалы отдыха - 20 с + 4x200 м, интервалы отдыха - 10 с + 4x100 м, интервалы отдыха - 10 с; в) 100 + 200 + 300 + 400 + + 300 + 200 + 100 м, интервалы отдыха - от 30 до 60 с, в зависимо­сти от длины отрезка; скорость во второй половине серии выше; г) 2x400 м в режиме 5 мин 20 с + 4x200 м в режиме 2 мин 40 с + 8x100 м в режиме 1 мин 20 с + 16x50 м в режиме 40 с.

Диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапев­тический, лечебной физкультуры и др.);- прививочный кабинет;- регистратура, гардероб... качественных показателей деятельности по ЦРБ и по району с разработкой мероприятий по их улучшению.Специалистами...

Техника – это искусность, мастерство.

Спортивная техника - есть совокупность специальных движений с помощью которых решается двигательная задача. Спортивная техника имеет две особенности:

1. Рациональность системы движений обеспечивающая максимальную эффективность двигательного действия;

2. Экономичность движений – что исключает лишние затраты усилий.

Техника физического упражнения это наиболее рациональный способ выполнения двигательного действия (под рациональностью понимается эффективно, экономично, целесообразно). Одно и тоже действие можно выполнять различными способами но только рациональные способы выполнения называют техникой.

Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторо­го числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых становиться объектом освоения в процессе овладения техникой данного технического приема.

Т.о. спортивная техника обладает определенным составом – частями движений и определенной структурой – последовательность выполнения этих частей.

Определение операционального состава физичес­кого упражнения является одним из важных условий освоения его техники. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений , основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений, это те движения, которые отражают отличительные признаки данного двигательного действия, при выпадении одного из элементов двигательная задача не решается (в прыжках в высоту основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание, переход через планку, приземление). т.е основа техники -это основной механизм техники, это обязательное соотношение главных фаз движения.

Внутри основы выделяют основное (ведущее) звено основного механизма, ту решающую часть, где акцентировано движение, это наиболее важ­ная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигатель­ной задачи. (для метаний финальное усилие). Выполнение ведущего звена техники обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Таким образом, для освоения любого физического упражнения необходимо правильно освоить основу техники, это обязательно для всех!!!

Детали техники - это второстепенные особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не нарушающие его основного механизма (основы техники).


Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и за­висят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого зани­мающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника фи­зических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется. У спортсменов высокого класса техника обладает высокой устойчивостью, и вместе с тем гибкой приспособляемостью к переменным факторам

В выполнении технического приема выделяют определенные фазы движений следующие во времени друг за другом: подготовительную, основную, и заключительную

В подготовительной части создаются наиболее выгонные условия для выполнения движений в главной основной фазе

В основной части движения направлены

заключительную

Для того, чтобы спортивная техника работала эффективно при ее становлении необходимо соблюдать три правила техники:

3. Правило коридора движения – коридор движений в котором идет рациональная техника: оптимальное направление действия сил для оптимально решения двигательной задачи (метания под углом от 40 – 50 град).

4. Предварительно растянутая мышца работает сильнее и быстрее – для эффективного выполнения технического приема необходимо применять большую силу на большем пути- т.е. необходимо увеличить путь силы (если выстрелить в дверь она не откроется, если же долго с небольшой силой давить на дверь она откроется.).

5. Правило непрерывности развития движения - слитность движения – ещё одни мышцы не сработали, начинают работать другие (обгон снаряда).

Для оценки спортивного мастерства пользуются следующими критериями: Основной критерий – Спортивный результат

1) ОБЪЁМ ТЕХНИКИ – это количество приемов которое может выполнить спортсмен в данный момент. Объём техники обусловлен уровнем развития физических качеств (может не может, правильно – неправильно здесь в основе лежит величина качества)

2) РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТЕХНИКИ – насколько спортсмен способен разнообразно выполнить данное действие. Это обусловлено разносторонностью развития физических качеств и их взаимозаменяемостью.

3) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной так­тической информированностью для соперника.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как соответствие ее решаемым задачам и высоким конечным результатам. Эффективность техники спортсмена определяется качеством вла­дения ею, и близость ее к наиболее рациональному варианту.

5) СТАБИЛЬНОСТЬ ТЕХНИКИ связана с помехоустойчивостью и незави­симостью ее от условий и функционального состояния спортсмена. К сбивающим факторам относятся: активное противодействие сопер­ников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к эффективному выполнению приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

6) ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как способность спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от ус­ловий соревновательной борьбы. Особое значение вариативность техники имеет в видах спор­та с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п.

7) ЭКОНОМИЧНОСТЬ ТЕХНИКИ характеризуется рациональным использо­ванием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных услови­ях лучшим является тот вариант двигательных действий, который со­провождается минимальными энергозатратами, наименьшим напря­жением психических возможностей спортсмена. Важным показателем экономичности является способ­ность спортсменов к выполнению эффективных действий при их не­большой амплитуде и минимальном времени, необходимом для вы­полнения.

К средствам технической подготовки относят:

6. Общеподготовительные упражнения:

а) развивающие – направленные на развитие специальных качеств, способствующих овладению техникой игры;

б) имитационные упражнения;

в) подводящие упражнения.

7. Специально подготовленные упражнения : соревновательные упражнения, выполняемые в вариативных условиях.

8. Тренировочные формы соревновательных упражнений – выполнение технических приемов в тактических действиях и комбинациях.

Методы технической подготовки к ним относятся: словесные, наглядные, практические (методы обучения по частям и в целом), кроме этого методы прочувствования, ориентирования, лидирования, суточной информации, варьирования и т.д.

1) Методы слова – обеспечивают формирование образа действий с помощью пояснений, указаний, объяснений, оценки, самопроговаривания, выяснения деталей, ошибок и т.д.

2) Наглядные методы – создают зрительный образ приема, образ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым, используют показ упражнений, пособий, макетов, видеофильмов и т.д. Очень важен у детей, т.к. вторая сигнальная система развита еще недостаточно.

3) Методы обучения – целостного разучивания, разучивания по частям и комплексного или смешанного разучивания.

4) Метод прочувствования или принудительного проведения по движению с помощью тренировок, устройств, условий или преподавателя, партнера: а) пояс тягами для защитника; б) метание груза по проволоки, закрепленной на разной высоте; в) манжеты, жгуты и т.д. Этот метод используется для исправлений ошибок.

5) Метод ориентирования – введение различных ориентиров: стоек, натянутых шнуров, блокирующего защитника (по его перемещениям производят передачу и т.д.).

6) Метод лидирования лидер: мяч, партнер, тренажер (догнать, перегнать, остановить, отобрать, батуты, дающие различные отскок).

7) Метод срочной информации – с помощью аппаратуры спортсмена информирует о качественном и количественном показателях выполнении упражнения.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ

Так как в спортивных играх и единоборствах конечной целью обучения является формирование гибкого вариативного навыка, то обучение условно делят на 4 этапа. Этап – это условное деление педагогического процесса, отражающее педагогические закономерности. Этапы обучения соответствуют физиологическим закономерностям (стадиям) формирования двигательного навыка.

При разучивании технического приема соблюдается следующая последовательность этапов:

I этап – Ознакомление с техническим приемом;

II этап – Разучивание технического приема в упрощенных условиях;

III этап – Совершенствование приема в условиях близких к игровым;

IV этап – Совершенствование технического приема в игре.

I этап – Ознакомление с техническим приемом: Здесь необходимо создать четкое представление о техническом приеме с помощью рассказа, показ, объяснение. Оно должно быть яркое, четкое, легко воспринимаемое. Создавая представление о приёме необходимо акцентировать внимание на его основе. В результате ученик должен:

1) создать, осмыслить учебную задачу;

2) иметь представление о правилах и способах ее решения, т.е. составить проект ее решения;

3) начать выполнять прием в целом или его часть. На этом этапе ошибки необходимо исправлять сразу. Здесь используются следующие практические методы целостного обучения, и по частям или комплексный метод – при изучении сложных технических приемов, методы слова и наглядные методы.

II этап – Разучивание приема в упрощенных условиях – Здесь осваивается правильная структура движения в такой последовательности: овладеть правильным и.п., уточнить какие части тела участвуют в движении, каково их направление и согласованность, оптимальная амплитуда движения. Здесь нечто не должно мешать освоению поэтому создаются упрощенные условия вплоть до перехода двигательного умения I порядка в стабильный двигательный навык. Затем навык начинают обыгрывать варьируя условия выполнения, изменяя их, расстояния, направления, усилия, количество партнеров, скорость выполнения и т.д. Ошибки необходимо исправлять: сначала основные – ломающие структуру движения, а затем незначительные. Методы целостного разучивания, повторный.

Поделиться: