Как сделать аксель в фигурном катании. Носковые прыжки Аксель прыжок в фигурном катании

Прыжок , от английского toe loop - «петля на носке», считается одним из относительно простых. Чаще всего на этот прыжок заходят с правой ноги, с шага называемого « », когда меняют направление движения, поворачиваясь на одной ноге. Двигаясь назад, спортсмен отталкивается ото льда носком левого конька. Приземляется фигурист опять же на правую ногу, продолжая движение назад.

Изобрел прыжок в 1920-ые годы профессиональный американский фигурист Брюс Мэйпс. В художественном на роликовых коньках прыжок до сих пор называют его именем. Тройной тулуп, то есть тулуп в три оборота, впервые выполнил на чемпионате мира 1964 года, проходившем в немецком Дортмунде, другой американский фигурист Томас Литц. Кто из женщин впервые исполнил тройной тулуп, достоверно неизвестно.

Сегодня ведущие мастера фигурного катания освоили тулуп в четыре оборота. По одним данным первым на официальных соревнованиях исполнил его Александр Фадеев в 1983 году, по другим чешский спортсмен Юзеф Сабовчик в 1986 году. Правда, в обоих случаях прыжок не был засчитан судьями из-за ошибок. Первый засчитанный четверной тулуп выполнил канадец Курт Браунинг. Женщинам тулуп в четыре оборота пока не покорился. Несколько раз его неудачно пыталась выполнить француженка Сурья Бонали.

Прыжок лутц

Прыжок лутц назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца впервые его исполнившего на официальных соревнованиях в 1913 году. Техника прыжка такова. Фигурист движется назад по длинной дуге на наружном ребре левого конька. Приседает на той же левой ноге и, отталкиваясь ото льда носком правого конька, раскручивается против часовой стрелки за счет замаха руками и туловищем. Приземляется фигурист уже на правую ногу.

Лутц - очень сложный прыжок, потому что производится с контр-вращением. Естественный порыв организма при его исполнении - перейти в последний момент с наружного ребра конька на внутреннее. В результате получается нечто среднее между прыжками лутц и флип. Специалисты неофициально называют этот неправильный лутц - «флутц» и судьи значительно снижают за него баллы.

Первым фигуристом, исполнившим лутц в три оборота, стал канадец Дональд Джексон. Произошло это на чемпионате мира 1962 года. Лишь 12 лет спустя повторить прыжок смог спортсмен из ГДР Ян Хофман. Среди женщин первой выполнила тройной лутц швейцарская фигуристка Дениза Бильманн в 1978 году. Четверной лутц первым покорился американцу Брендону Мрозу на гран-при 2011 года.

В настоящее время многие родители отдают своих детей в секции по фигурному катанию с 3-4 лет. Некоторые мамы и папы до этого профессионально не занимались катанием на льду и не знают какие бывают прыжки в фигурном катании. Но чтобы поддерживать беседу с тренерами и своими подрастающими фигуристами, они хотят по больше узнать о терминах и профессиональных названиях разных элементов. Поэтому мы решили рассказать в этой статье, какие есть прыжки, их названия, чем они друг от друга отличаются и как их нужно выполнять. А также в качестве примера для каждого прыжка добавим видео с соответствующим прыжком.

Разговаривайте со своими юными фигуристами на понятном для них языке, используя профессиональные термины фигуристов.

В одном хорошем фильме было сказано:

Счастье — это когда тебя понимают

Поэтому, чем больше вы общаетесь и чем лучше понимаете своих детей, тем счастливее их делаете. А счастливый ребенок достигнет намного больших вершин. И в результате этого станет успешным и уверенным в себе человеком.

В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

  • рёберные;
  • зубцовые.

В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

Рёберные:

  1. сальхов;
  2. риттбергер;
  3. аксель.

Зубцовые:

  1. флип;
  2. тулуп;
  3. лутц.

Рёберные прыжки

Рёберный - это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

  1. 10,5.

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

  1. 12,0.

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.


Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

  1. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

  1. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

  1. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

Н азван по имени немецкого фигуриста Лютца.">Лутц * . Это один из наиболее сложных и в то же время эффектных носковых прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, а одноименная ей рука несколько отведена назад; взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу проносят назад рядом с опорной, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете, на угол, определяемый подвижностью позвоночного* столба. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги и на расстоянии одного конька в боковом направлении. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается ото льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.

Вращательное движение в прыжке лутц может быть создано двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубца конька толчковой ноги. Оба они отчетливо видны в серии последовательных рисунков при отталкивании в прыжке двойной лутц (рис. 47). Вращение начинает создаваться с поворота верхней части тела. И только после этого может быть начато стопорящее движение. При обратном порядке или одновременном выполнении обоих способов эффективность поворота верхней части тела значительно падает, так как времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно для того, чтобы придать достаточную угловую скорость верхней части тела. Такие варианты техники толчка затрудняют выполнение вращательного движения.

Позднее начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и приводит к уменьшению высоты прыжка.

Попытки создать начальное вращение искривлением толчковой дуги приводят к искажению характера прыжка - он превращается в прыжок сальхов с дополнительным толчком зубцом конька маховой ноги.

При освоении прыжка важное значение имеет амплитуда вращательного движения верхней части тела. Для развития подвижности позвоночного столба целесообразно выполнять вращательные движения с гимнастической палкой или штангой на плечах весом 15 - 30 кг (в зависимости от возраста фигуриста). Увеличение амплитуды поворота позволяет увеличить и путь разгона вращающейся части тела, что, в свою очередь, способствует достижению более высокой угловой скорости, а следовательно, и большей величины начального вращения.

В качестве упражнений, направленных на совершенствование техники создания вращательного движения, .рекомендуется также использовать каскадное выполнение прыжков валлей и лутц без толчка зубцом конька. Выполнение этих прыжков сопровождается энергичным вращательным движением верхней части тела, весьма важным для успешного овладения прыжком лутц.

Овладение стопорящим движением в прыжке лутц, как правило, проходит легче и быстрее, чем освоение вращательного движения головы, плеч и рук. Для выработки правильного согласования вращения плеч со стопорящим движением важно добиться, чтобы перед толчком в верхней части тела фигурист имел ярко выраженный отрицательный поворот. Такое исходное положение обеспечивает большую амплитуду вращательного движения, создает предпосылки для повышения его эффективности.

Как только исходное положение освоено, внимание фигуриста обращают на то, что первым во вращательное движение следует привести верхнюю часть тела, а лишь затем ставить зубец толчковой ноги на лед. Следует иметь в виду, что постановка толчковой ноги на лед в момент, когда положение линии плеч приблизительно перпендикулярно к направлению движения, обеспечивает оптимальное сочетание поступательного и вращательного движений тела в полете.

При освоении прыжка лутц очень важно выбрать вариант техники движения туловищем в толчке. Отталкивание в этом прыжке затрудняет маховые движения конечностей в направлении общего движения тела, т. е. вперед-вверх. Недостаточная эффективность маховых движений конечностями здесь может быть компенсирована маховым движением туловищем.

Анализ кинограмм свидетельствует о том, что многие спортсмены (Д. Джексон, Г. Зейферт, Д.-М. Петкевич, Д. Хэмфри, М. Сано,

С. Четверухин и др.) выполняли прыжок лутц в 2 и 3 оборота, используя ярко выраженное маховое движение туловищем.

Овладение техникой такого движения, вызывающего уменьшение нагрузки на толчковую ногу, удобно начинать с имитации в зале. Из положения ласточка фигурист должен резко выпрямить туловище до вертикального положения. При этом необходимо следить, чтобы свободная нога постоянно находилась на одной линии с туловищем. Затем то же упражнение повторяют из положения ласточка на сильно согнутой ноге. В дальнейшем упражнение усложняют, используя резиновый амортизатор, прикрепляемый одним концом к шее фигуриста, а другим - к неподвижному предмету на полу. После того как это движение освоено, одновременно с разгибанием туловища выполняют вращательное движение головой, плечами и руками вокруг продольной оси тела.

При овладении маховым движением туловищем следует учесть, что на величину вертикальной состав 1яющей опорной реакции в значительной степени влияет центробежная сила, зависящая от скорости махового движения. Поэтому внимание здесь главным образом должно быть обращено на достижение высокой скорости этого движения. Вместе с тем использование указанных упражнений позволяет избежать одной из наиболее распространенных в прыжке лутц ошибок - наклопа продольной оси тела в полете и приземлении.

Флип *. Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы (рис. 48). После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная ей рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней частью тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.

Фигурист должен добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги, но и опорной, иначе недостаточное отталкивание опорной ноги вызовет наклон тела вперед при приземлении. В этом отношении толчок в прыжке флип аналогичен толчку в прыжке лутц.

Прыжок флип может также начинаться переступлепием с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь (см. рис. 48, б). Этот вариант аналогичен подходу подходу в прыжке сальхов и обладает теми же особенностями: в толчке положение более устойчиво и несколько сложнее создание начального вращении.

Тулуп * . Это один из наиболее простых носковых прыжкоп (рис. 49). Сравнительная простота выполнения толчка, так же как и в прыжке сальхов, в значительной степени объясняется легкостью создания начального вращения. Выполнение толчка облегчено также благодаря тому, что вращение в полете происходит в ту же сторону, что и при подготовке к толчку и во время толчка (т. е. положительное). Осуществляют его двумя способами: поворотом тройкой вперед-внутрь - назад-наружу и постановкой носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения тела (см. рис. 48, а). Для толчка используют также троечный переход вперед-наружу (см. рис. 48, б). Первый способ выгоднее с точки зрения выполнения максимального числа оборотов; второй же способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка.

Механика прыжка близка к прыжку сальхов. Но здесь значительно более короткая толчковая дуга назад-внутрь - по существу, это короткий след (10-30 см) внутренней стороной зубцов конька.

Прыжок тулуп отличается высокой скоростью нарастания величины угловой скорости вращения тела в толчке (см. рис. 26, г). Это объясняется высокой эффективностью стопорящего движения коньком толчковой ноги, выполняемого в конечный момент толчка. Возможность быстро достичь высокой скорости вращения тела делает прыжок одним из наиболее удобных для совершения трех оборотов.

При открытом или затяжном вариантах выполнения прыжка маховые движения в нем заканчиваются, как в акселе. Если фигурист намерен совершить максимальное число оборотов, лучше выполнять маховое движение более сдержанно, подобно соответствующему варианту толчка в прыжке сальхов. При этом важно контролировать ось вращения - в полете она должна проходить через опорную ногу.

Одной из распространенных ошибок является чрезмерно скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания. Чтобы правильно поставить толчковую ногу, необходимо выполнить поворот тройкой единым движением всего тела, не допуская значительного поворота верхней части тела относительно таза. Ставить толчковую ногу на лед нужно сразу же после окончания поворота тройкой.

В качестве вспомогательного упражнения целесообразно включать в тренировки последовательное выполнение троек вперед-внутрь - назад-наружу.

Шпагат. Это прыжок, в котором главное - высоко поднять ноги и зафиксировать положение шпагата в верхней точке полета. Для овладения им наиболее целесообразно использовать толчок после пе-реступания с хода вперед на ход назад с отведением свободной ноги и одноименной ей руки назад. При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены «русский» и классический варианты шпагата (рис. 50, а, б). Первый чаще выполняют мужчины, второй - женщины.

Приземление в прыжке шпагат имеет свои особенности. Начинается оно на носок конька опорной ноги; а дальше фигурист возможно более быстро и энергично выполняет переход к тройке вперед-внутрь - назад-наружу на толчковой ноге.

— это вид спорта, который характеризуется обязательным использованием различных элементов программы. Каждый фигурист должен уметь выполнять не только простейшие элементы, но и сложные. К ним и относят каскад лутц риттбергер. Прыжки обычно присутствуют в программе любого спортсмена, а от уровня их сложности зависит сумма баллов начисляемых фигуристу. Что такое флип, тулуп, риттбергер, лутц и аксель в ? Рассмотрим это далее.

Для усложнения произвольной программы обычно используют те прыжки, что принесут больше баллов. Мужчины включают четверные прыжки, а женщинам проще выполнять тройные. Сила отталкивания, мах свободной ногой и опора влияют на высоту прыжка, а красивый выезд обеспечивает безошибочное владение техникой. Пары в применяют выбросы, от сложности которых зависит полученный балл и итоговая позиция в таблице.

Принято разделять их на две группы:

  • реберные, в этом случае отталкивание происходит от ребра опорного конька.
  • зубцовые или носковые, в данном случае толчок приходится на носок или зубец свободной ноги.

В каждой из этих групп есть три разновидности прыжков. Сальхов, аксель и риттбергер традиционно считаются реберными, а флип, тулуп и лутц — зубцовыми. Сальхов, аксель, тулуп, риттбергер, лутц, флип — как все различить?

Обычный зритель не всегда может правильно определить элемент, который выполняет фигурист. Особенно это касается каскада лутц риттбергер — одного из самых зрелищных и сложных программе. За четверные прыжки могут вычислить от 10 до 15 баллов. Но их трудно выполнить, оценка лутца — 13,6, — 12,0.

Поэтому начинающие фигуристы стремятся как можно быстрее освоить прыжки повышенной сложности.

За не докрученный до 180 градусов прыжок обычно начисляют 70% от оценки. А если не удалось выполнить прыжок, то элементы оцениваются на ступень ниже. Например, тройной могут посчитать двойным, и вместо 6 баллов спортсмен получит 2,1 как за двойной прыжок.

Какие из прыжков совместимы?

Выполнение второго прыжка из той же позиции, в которой было приземление после первого, подразумевается техникой выполнения каскада. Запрещены любые шаги или перегруппировки спортсмена. И риттбергер и тулуп являются стандартными элементами для выполнения .

Фигуристы могут выбрать сальхов или флип как второй прыжок. Однако после введения обновленной судейства эти каскады становятся невпечатляющими, так как баллы за них недостаточно высокие. Нестандартным считается выполнение лутца, сделанного в другую сторону. Однако это требует большого мастерства. Программа катания для одиночных фигуристов обязательно включает в себя каскад, состоящий из первого тройного и второго двойного прыжков.

Известный тренер Мишин А.Н. подразделяет каскады на два вида:

  • Первый — второй прыжок делается за счет остаточного кручения с первого. В качестве примера можно привести любой стандартный прыжок, например, лутц, а затем риттбергер.
  • Второй — это выполнение раздельно первого и второго прыжков, например, одноногого или сальхова.

Техника выполнения

Она состоит из 5 этапов:

  1. Заход — спортсмен разгоняется, разворачивается и набирает скорость.
  2. Амортизация — фигурист приседает на одну ногу, чтобы получить толчок.
  3. Толчок — он происходит при помощи опорной ноги для реберных прыжков, а в носковых при помощи свободной. Техника выполнения лутца предполагает не только участие корпуса, маха свободной ноги и крутизны линии захода, но и наклон внутри дуги выезда. Это необходимо для того, чтобы спортсмен после того, как прыгнул, не упал.
  4. Полет — для осуществления нескольких оборотов за короткое время спортсмену нужно сгруппироваться, а при посадке разгруппироваться надо очень быстро. В тройном прыжке фигурист обычно крутится вокруг своей оси неполных три оборота от 2,25 до 2,5 оборота, примерно половина круга уходит на отталкивания, а ещё четверть на приземление.
  5. Приземление — техника осуществления любого предполагает, что фигурист, использующий левое вращение, приземляется на носок конька правой ноги, а затем делает выезд на нижнем ребре.

В парном катании и одиночном

В парном фигурном спорте принято катать любые элементы в технике синхронного движения. Оба партнера должны одновременно сделать выбранный , чтобы не только у зрителей, но и у судей осталось впечатление сбалансированности. Техника должна быть похожей, если же есть разница, то следует скоординировать выезд. После выполнения любого прыжка позы спортсменов должны быть идентичными. Среди сильнейших фигуристов тройной сальховый и тулуп или двойной аксель пользуются популярностью, а сложные элементы в программах встречаются очень редко. В коротких же их нет.

Лутц выполняется для одиночников как заход, затем назад и справа, выход на наружном ребре левого конька на позицию по длинной дуге в обратном направлении. Так его можно распознавать среди других видов. Туловище вправо наружу развернуто и в другую сторону. Затем выполняется прыжок, и нужно опуститься на левую ногу, опереться на правый носок и закрутиться при помощи рук и корпуса. Кручение — против часовой стрелки. Приземление — на правую ногу, чтобы двигаться назад и наружу. Одна из распространенных ошибок в технике данного сложного прыжка считается переход на внутреннее ребро с внешнего, и как следствие флип, его также называют флутцем.

Как отличить

Техника выполнения риттбергера начинается со скольжения наружу на правой ноге назад для левых фигуристов, а незанятая левая нога находится накрест к правой. Корпус необходимо развернуть против часовой стрелки и сделать толчок с приземлением. Фигурист опускается на правую ногу и двигается наружу назад. Чтобы его правильно выполнить необходимо при помощи троек разогнаться, они помогут достичь правильной скорости.

В парном , находясь параллельно или последовательно друг друга. Это их особенность, а если предполагается наличие , то его выполняют из зеркального положения. Оба партнера должны прыгать в одинаковом направлении без перестановки, изменения дистанции или интервала между ними. Судьи оценивают расстояние, оно не должно превышать 1,5 м. Длительность полета должна быть равной, а приземление также одинаковым и одновременным. Обычно к судьям ближе находится партнерша. Чтобы правильно оценить положение, пара много тренируется, поэтому важно долго практиковать выполнение.

Как видно, различать виды прыжков можно, главное знать, в чем их отличия, особенности и техника выполнения. Конечно, в разгар соревнований можно не сразу отличить от риттбергера, а сальхов от флипа. Но при определенной тренировке можно научиться и даже видеть ошибки, неточности.

Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой. Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель. К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, лутц и полюбившийся нам тулуп.

Тулуп

С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».

Впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной тулуп. Тройной же тулуп, который можно чаще всего видеть в исполнении фигуристов в современном спорте, впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц . Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Премьера отложилась еще на пять лет - до 1988 года, когда на чемпионате мира блеснул канадский фигурист Курт Браунинг . Но и он допустил помарки. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов .

Женщинам пока покорился лишь прыжок в три оборота, хотя попытки исполнить четверной тулуп предпринимались и представительницами прекрасной половины человечества. Первой это в 1991 году сделала темнокожая фигуристка из Франции Скурия Бонали - неудачно. С тех пор чисто исполнить четверной тулуп девушкам так и не удалось. Есть информация, что на тренировках прыжок иногда поддается японской спортсменке Микки Андо , но, одно дело исполнить его на тренировке, и сосем другое - на соревнованиях. Возможно она попробует рискнуть на Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Сам же тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

Флип

Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка - также калька с английского слова flip, что в переводе означает щелчок - характерный звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип. В хрониках не сохранилась фамилия человека, первым исполнившего тройной флип, но произошло это в середине 70-х годов прошлого столетия. Девушки начали исполнять флип в три оборота не раньше начала 80-х годов. Флип в четыре оборота пока не покорился никому. Японец Дайсукэ Тахакаси пробовал исполнить его несколько раз, в том числе и на чемпионате мира 2010 года, но чисто это сделать у представителя страны восходящего солнца не получалось ни разу.

Лутц

Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании - лутц. В отличие от предыдущих прыжков, он был назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца , впервые исполнившего его в 1913 году. Еще около десяти лет потребовалось фигуристам, чтобы научиться исполнять двойной Лутц. Тройной прыжок покорился мужчинам лишь в 1962 году. Первопроходцем был канадский фигурист Дональд Джексон , которому тройной лутц принес чемпионство. Интересно, что вторым тройной лутц исполнил немецкий спортсмен Ян Хоффман лишь 12 лет спустя - в 1974 году. Попытки исполнить четверной лутц начались еще в 1998 году. На чемпионате США это сделал Майкл Вайс , но приземлился на две ноги. Упорный американец предпринял еще одну попытку на Олимпиаде того же года, но упал. Вторым спортсменом, рискнувшем выполнить лутц в четыре оборота, стал Евгений Плющенко в 2001 году - падение на выезде после прыжка. И наконец, лишь десять лет спустя, американец Брэндон Мроз чисто исполнил четверной лутц на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что впервые лутц был исполнен в 1913 году, женщинам он покорился лишь в 30-е годы ХХ века. В 1942 канадка Барбара Энн Скотт впервые выполнила двойной лутц. На чемпионате Европы в 1978 швейцарка Дениз Бильманн впервые выполнила тройной лутц.

Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

Сальхов

Один из самых легких прыжков в фигурном катании - сальхов, реберный прыжок, первый в этом тесте. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова , впервые исполнившего его еще в 1909 году. Двойного прыжка пришлось ждать чуть более десяти лет, пока в середине 20-х годов ХХ века его не исполнил швед Йиллис Графстрем . Также рано, относительно остальных прыжков поддался человеку и сальхов в три оборота. Его первым исполнителем стал Ронни Робертсон , покорив публику на чемпионате мира по фигурному катанию 1955 года. И, наконец, четверной сальхов покорился мужчинам в 1998 году. Первым чисто его исполнил юный Тимоти Гейбл .

Интересно, что на заре фигурного катания судьи считали сальхов прыжком: не достойным настоящих леди, потому что при его исполнении юбка задиралась выше колен. Это они заметили, когда первой из девушек его исполнила американка Тереза Вельд на Олимпиаде 1920 года. Тем не менее, уже в 1936 году 15-летняя англичанка Сесилия Колледж исполнила сальхов в два оборота. Не сильно отстав от мужчин, уже в 1959 году тройной сальхов прыгала чехословацкая спортсменка Яна Мразкова . А в 2002 году на соревновании юниоров японка Микки Андо впервые среди девушек исполнила четверной сальхов, который пока так и остается единственным четверным сальховом в исполнении представительниц прекрасной половины человечества.

Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

Риттбергер

Общепринятое название этого прыжка - риттбергер, хотя в англоязычных странах до сих пор иногда называют его лупом - очередная калька с английского слова loop (петля).

Весь остальной мир же отдает должное человеку, впервые исполнившему этот прыжок на международных соревнованиях. Это сделал немецкий фигурист Вернер Риттбергер в далеком 1910 году. Это второй из трех реберных прыжков в фигурном катании, перечисленных в нашей статье. Информация об исполнении первых двойных прыжков затеряна в анналах истории, но наверняка у мужчин это произошло в 20-е, а у женщин - в 30-е годы ХХ века. Первый тройной риттбергер исполнил на Олимпиаде 1952 Дик Баттон , среди женщин — Габи Зайферт — дочь и ученица прославленного тренера Ютты Мюллер , на чемпионате Европы в 1968. Четверной риттбергер, несмотря на обещания юного Евгения Плющенко , пока никто исполнить не смог.

Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

Аксель

Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он - единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной.

Удивительно, но самый сложный прыжок одновременно является и самым старым. Он назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена , впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, исполнял он его на беговых коньках. Дик Баттон был первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года. Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками выполнил тройной аксель в ходе соревнований — на чемпионате мира 1978 года. Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев на чемпионате Европы 1981 года. Четверной аксель пока не покорился никому.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени - в 20-х годах ХХ века. Лишь в 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель. Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в1988 году. Это стало великим достижением и с тех пор лишь пять девушек смогли его повторить, хотя для мужчин, борющихся за победу в чемпионатах мира и Олимпийских играх, он считается обязательным элементом программы.

Поделиться: